Андрей Клюев: «Необходимо сбалансировать Конституцию»

Точка зору

Одно неправильно понятное слово в политике может все перевернуть с ног на голову. Например, Андрей Клюев не говорил о создании широкой коалиции Партии регионов с БЮТ. Он допускал возможность сотрудничества с бютовской группировкой в деле внесения изменений в Конституцию. Журналист его неправильно понял и в результате появились опровержения со стороны БЮТ, смысл которых сводился к тому, что коалиция с ПР не возможна до президентских выборов. Как оказалось, Клюев и не говорил об этом. Ниже приводится исправленный вариант интервью Андрея Петровича агентству «Интерфакс-Украина».

– Партия регионов голосовала за отмену выборов в Тернопольский облсовет. Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию после известных решений судов?

– Надо посмотреть, насколько законно решение суда. Если законно, то, естественно, решение суда надо выполнять. Это однозначно. Все, что касается выборов, то социология показывает, что выборов, вообще, в целом по Украине, не только в Тернопольской области, население особо не хочет. Потому что в стране экономический кризис. Сейчас если еще и выборы…И без того у нас неразбериха во власти.

– Та же Партия регионов незадолго до голосования заявляла о том, что выборы в Тернополе не выгодны БЮТу, потому что рейтинг этой политической силы не так высок.

– Это больше вопрос к БЮТу, насколько им выгодно или невыгодно проводить выборы. Я считаю, что сейчас вообще какие-либо выборы в ближайшие месяцы нецелесообразно проводить. С другой стороны, нам важно как можно быстрее поменять эту власть, которая не в состоянии действовать системно и эффективно в условиях кризиса.

Возможно, выборы нужно проводить одновременно, как парламентские, так и президентские. Если одновременно их не получится провести, вначале проведем президентские выборы. А потом посмотрим, надо ли проводить парламентские.

Подчеркиваю, всех надо менять. Со своими обязанностями не справляются все ветви власти. Вы же видите, что страна постоянно находится в политическом кризисе, начиная с конца 2004 года. Каждый год то одно, то второе, то третье. Политический кризис переходил в экономический, потом – снова в политический. И так уже пятый год. В итоге страна подошла практически к краю пропасти.

Поэтому ситуацию надо в корне менять.

– Если Янукович становится президентом, то, наверняка, парламентские выборы будут необходимы.

– Не факт. Вы знаете, очень много неразберихи в политикуме из-за того, что не закончена конституционная реформа. Многие утверждают, будто бы я сторонник коалиции с Блоком Юлии Тимошенко. На самом деле, я сторонник завершения окончания политической реформы. А закончить политическую реформу можно только при наличии триста и более голосов в парламенте. Столько голосов в парламенте имеют только две политические силы. Это Партия регионов и БЮТ. И если мы не закончим конституционную реформу и не примем окончательно сбалансированную Конституцию, то, я думаю, что будущие поколения нас не простят. Если будут какие-то другие парламентские выборы, внеочередные, допустим, то не известно, какие партии, в каком количестве пройдут на этих выборах. И, естественно, уже не ясно, сможем ли мы в следующем парламенте собрать триста голосов для окончания конституционной реформы. То есть, это большой-большой вопрос. Мы понимаем, что Виктор Федорович Янукович будет президентом, и он тоже заинтересован, как и в целом партия, закончить конституционную реформу.

Поэтому, не факт, что эти парламентские выборы, вообще, будут нужны досрочно.

– Если Янукович будет президентом, то кем Вы видите Юлию Тимошенко?

– Вы знаете, зачем загадывать что-то на будущее? Когда Виктор Федорович выиграет президентские выборы, тогда и поговорим. Я думаю, каждому политику в нашей стране всегда найдется достойное место.

– Но до этого надо все-таки, завершить конституционную реформу. Сейчас идет работа с БЮТ над изменениями в Конституцию?

– Сейчас никакой работы не проводится, потому что, ранее она была практически завершена. Те проекты изменений в Конституцию, которые необходимы для страны, готовы больше чем на 90%.

– Это проект совместный?

– Совместного проекта нет. Но мы проводили совместные консультации в течение нескольких месяцев.

– Вместе с БЮТ?

– Вместе с БЮТ.

– Какая форма правления предусмотрена?

– Парламентско-президентская республика.

– А выборы президента? Всенародные?

– Есть несколько принципиальных вопросов, которые еще не согласованы. Это и вопрос избрания президента, вопрос о том, какой будет система парламентских выборов. То есть осталось до десяти системных вопросов, которые надо согласовать.

– От чего зависит, как быстро они будут согласованы?

– Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Я думаю, от политической воли двух самых крупных политических сил.

– Путь к досрочным выборам президента. Импичмент?

– С одной стороны наша политическая сила считает, что есть основания для импичмента. Мы также приложили усилия для формализации процедуры этого процесса, чтобы механизм ответственности главы государства можно было реализовать на практике, независимо от личностей. Вы знаете, мы приняли закон о временных следственных комиссиях.

– Но он еще не вступил в силу.

– Вступит в силу в ближайшее время.

– И Литвин подпишет?

– Преодолено вето президента, он обязан будет его подписать. С другой стороны, проведение всей процедуры импичмента по времени может совпасть, практически с началом предвыборной кампании. Время очень быстро идет. Поэтому с точки зрения сроков, этот вопрос может стать не актуальным.

– Консультации лидеров Партии регионов с президентом – это что, двойные стандарты?

– Консультации – это не сотрудничество. Это разные слова и, вообще, по смыслу они разные. Наша политическая сила – самая крупная политическая сила. И это видно по представительству нашему в парламенте и по рейтингам. Мы же не можем находиться в вакууме. Мы обязаны консультироваться, общаться и с представителями власти, и со своими коллегами по парламенту. То есть, это обычный, нормальный процесс. Если мы консультируемся, это не значит, что мы сотрудничаем. И если мы общаемся, это не значит, что мы поддерживаем.

Мы же постоянно критикуем президента, говорим, что есть достаточно оснований для импичмента. И если наш лидер говорит о досрочных президентских выборах, то как они могут состояться без процедуры импичмента?

Хотя есть еще варианты. Напримар, добровольная отставка. Либо восстановить справедливость и отменить третий тур голосования. Он же незаконный. Мы все это прекрасно понимаем. Мы же, граждане Украины прекрасно знаем, что третий тур голосования был просто-напросто провозглашен судом под давлением людей. И я понимаю эмоции людей. Они хотели позитивных перемен. Но, к сожалению, мы получили очень негативные перемены. А то, что третий тур был незаконным, любой студент первого курса юридического факультета вам скажет.

– Но суд никакой пока этого не сказал. Вы намерены добиваться справедливости?

– Знаете, мы посмотрим на развитие ситуации. Конечно, я как один из людей, которые работали в предвыборной компании в 2004 году, хотел бы, и это мое личное мнение, восстановить справедливость. Если примем решение положительное, а у нас все решения принимаются коллегиально, тогда будем добиваться отмены результатов третьего тура.
Хотя наша главная цель не копаться в прошлом. Самое важное смотреть вперед, выводить Украину из кризиса, строить нормальное государство, в том числе, правовое. И восстановление справедливости тут важно как шаг для возрождения уважения к закону.

– Заявление лидера УНП о возможности отозвать своих однопартийцев из коалиции из-за двойных стандартов БЮТ… Если коалиция распадается, возможны ли очередные переговоры о новой коалиции?

– Во-первых, существует вопрос, есть ли коалиция сейчас или нет. Скажем так, с юридической точки зрения это – большой вопрос. Потому что в коалиции не должно быть меньше 226 голосов. Это объективно. С одной стороны, принято решение фракций, которые в общей сложности составляют 226 голосов. Но из НУ-НС не все члены фракции подписались под коалиционным соглашением. По протоколам вроде бы и есть коалиция, а по голосованиям в зале Верховного Совета коалиции нет. Когда создавалась наша коалиция, все депутаты лично писали заявления. Было больше 226 голосов. Это была полноценная коалиция.

А по поводу переговоров, я вам скажу так. Заявления либо о существовании этой коалиции, либо о ее развале, не мешают ведению переговоров, если на это будет политическая воля, и будет принято решение политических сил вести переговоры о создании коалиции. Но в связи с тем, что пока такой политической воли нет, переговоры не ведутся.

– По вашему мнению, кто будет следующим после Огрызко на увольнение? Луценко, Ехануров?

– Мы вообще инициировали отставку всего Кабинета министров. Мы считаем, что правительство надо менять, потому что там очень много людей, которые находятся не на своем месте, которые не являются специалистами. И в результате, когда во всем мире начался экономический кризис, почему-то наша страна оказалась на одном уровне чуть ли не с Гондурасом. Сегодня уже ни для кого не секрет, что именно по вине «оранжевой» власти Украина наименее готова к кризису. Я говорю о власти в целом. Поэтому самый актуальный вопрос – менять весь Кабинет министров, чтоб пришли туда нормальные специалисты и начали работать.

Но я вам скажу, что даже если там и будут профессионалы, хоть семь пядей во лбу будет, если не будут согласованы действия всех ветвей власти, то невозможно будет что-то изменить к лучшему. Поэтому мы и ставим вопрос о смене всей власти.

– Вы были вице-премьером по ТЭК и вам знакомы все нюансы, связанные с подписанием газовых контрактов. На Ваш взгляд, что кроется за этой историей с не обнародованием контрактов?

– Нефтегазовые контракты давно обнародованы.

– Официально – не обнародованы.

– В этом нет необходимости. Во-первых, общество, насколько я понимаю, этого не требует. Можно, конечно, опубликовывать все, но я не вижу в этом смысла. Все, что касается газовых контрактов – они в интернете есть. Я не вижу каких-либо проблем на счет прозрачности. Никто в мире их не публикует. Даже если бы в контракте не было пункта о запрете его публиковать. Ну, тогда все контракты надо обнародовать. Почему мы не публикуем контракты «Энергоатома", например, или завода "Сумыхимпром"?

– Такая закрытость порождает слухи о том, что якобы в этих контрактах предусмотрено финансирование избирательной кампании премьер-министра Юлии Тимошенко?

– Выдумать можно все, что угодно. Надо быть объективным. Я не хочу занимать чью-либо сторону в этом конфликте, либо Виктора Андреевича Ющенко, либо Юлии Владимировны Тимошенко. Но все, что касается этого вопроса, вся эта шумиха, это просто политическая борьба.

– И события вокруг НАК "Нафтогаз Украины"?

– Да. И это не красит наше государство. И все это показывают в Европе. Мне было стыдно за нашу страну, за то, что такие вещи у нас происходят.

Если у правоохранительных органов есть вопросы, то надо получить ответы. Есть нормальные стандартные процедуры, и я думаю, что во всех силовых структурах знают, как это делать. Поэтому то, что происходило, вся эта шумиха. Это больше политика, чем экономика.

– Как Вы расцениваете заявление о возможности банкротства НАК "Нафтогаз Украины"? Есть ли основания для таких заявлений?

– Все, что касается банкротства: я, вообще, не сторонник того, чтобы давать какие-то преждевременные оценки. Когда некоторые наши политики, даже самые уважаемые, начинают заранее давать оценки, причем, – либо о банкротстве компании государственной, либо о банкротстве в целом финансовой системы, то я считаю, что это либо от небольшого ума, либо от того, что они не хотят, чтоб было в стране лучше.

Любая компания может обанкротиться, но это не значит, что это произойдет.

То, что есть финансовые трудности в НАК "Нафтогаз Украины" – это факт. То, что там идут неплатежи от жилищно-коммунальной сферы – это тоже факт. То, что есть дотации из бюджета по разнице в тарифах, это тоже факт. Но это не значит, что эти проблемы нельзя разрешить. Они все решаемы. Компанию, любую, можно довести до банкротства неумелым менеджментом и глупыми решениями правительства. Но я надеюсь, что у людей, которые руководят такими серьезными структурами, все-таки, хватит ума не довести до банкротства НАК "Нафтогаз Украины".

– Ваш прогноз, получит ли Украина второй транш от МВФ?

– Здесь очень внимательно надо посмотреть на те условия, по которым страна получает этот кредит. Мы считаем, что сегодняшние требования МВФ не все приемлемы. По крайней мере, то, что касается ограничения социальных стандартов – по увеличению пенсионного возраста, по выравниванию тарифов. И без этого у нас столько безработных, столько людей заработную плату не получают. Государство не имеет право так поступать со своими гражданами. Может так оказаться, что никому не нужен будет этот кредит.

Мы же видим, насколько тяжелая ситуация в экономике. Если в январе объем промышленного производства упал на 34,1%. Такого еще не было. Когда развалился Советский Союз, падение было в 24%. Горно-металлургический комплекс почти не работает, химики работают на 30-35%.

А действовать нужно быстро, понимая, что при той ситуации, которая сейчас сложилась на внешних рынках, наша продукция еще долго может быть не востребована.

Возникает вопрос – а что делать? Надо оживлять внутренний рынок, сближаться со странами, которые традиционно потребляли нашу продукцию, в первую очередь, речь идет о странах СНГ. Надо восстанавливать кооперацию с Россией, Белоруссией, Казахстаном. Делать общие проекты. Переходить на взаимные расчеты, допустим, в национальных валютах, стабилизировав тем самым национальную денежную единицу.

Как можно оживить внутренний рынок? Например, включить дополнительные финансовые инструменты для запуска инфраструктурных проектов – строить дороги, аэропорты, обновлять жилищно-коммунальную сферу – начать покупать у наших металлургов металл, у цементных заводов цемент и так далее. Но самое главное – стимулировать инвестиционную деятельность в реальном секторе.

В банковской системе огромный отток денег из-за курсовых колебаний. Курс надо держать. Но нужно провести целый ряд мер Нацбанка, чтобы вернуть доверие к отечественной финансовой системе. Чтобы человеку было выгодно держать деньги в банке. С другой стороны, Нацбанк не должен допускать валютных спекуляций.

Государство также должно было принять ряд мер по поддержанию тех людей, которым в связи с потерей работы тяжело выплачивать кредиты – тем самым мы поддержим и всю банковскую систему.

Кроме этого нужно очень жестко ограничить хождение иностранной валюты внутри Украины. Чтобы все могли получать товары и услуги только за украинскую гривну. И здесь надо бить всех по рукам, должны работать правоохранительные органы. У тебя есть валюта, пожалуйста, хочешь, сдай ее в банк, обменяй на гривну и покупай товары за гривны. Это также укрепляет национальную валюту.

Важно возобновить кредитование реального сектора экономики – кредитные ресурсы не должны быть по 25-30% годовых.

Также необходимо сократить налоги. Но все эти меры же не осуществляются, никто об этом даже и не думает. А мы знаем, как это делается, и очень тяжело осознавать, что они этого не знают. Иногда слушаешь некоторых министров, заявления некоторых политиков, смотришь проекты законов – либо люди с луны свалились, либо точно не в этом мире живут, либо нет никакого практического опыта. Где-то книжек начитались. Может, книги и умные, но это в теории, а на практике часто бывает все не так.

Все действия власти направлены на разговоры по телевидению, на пиар.

– Вы сторонник какой избирательной системы? Чисто пропорциональной или пропорциональной, но по открытым спискам, или мажоритарная, смешанная?

– Не надо проводить постоянных экспериментов. Мажоритрака уже была, мы это проходили, и смешанную систему мы проходили. Но более-менее структурированный парламент может быть тогда, когда есть партийная система.

У нас Конституция действующая выстроена под эту систему. Если опять возвращаться к мажоритарке, фактически, надо тогда переделывать всю систему власти, надо полностью переделывать Конституцию, возвращаться назад. Есть ли в этом необходимость, это спорный вопрос. Я считаю, что надо идти вперед и завершить конституционный процесс.

– Если следующие парламентские выборы проводить, то по какой системе, оставить все как есть? Законопроект Мирошниченко, где есть норма открытых списков

– Открытые списки можно рассматривать. Но существует множество вариаций систем с открытыми списками. Важно подходить к этому вопросу комплексно. Т. е. партийную систему выборов необходимо оставить, но все нюансы нужно тщательно доработать.

В результате общая система функционирования власти должна действовать на укрепление государства. А не на пользу отдельных политических сил. Т.е. и Конституцию надо делать не для себя, а для будущих поколений. А когда пытаются делать под себя, ничего не получается. Это жизнь. Хватит над народом, над страной экспериментировать!

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢