Куда уходит гривна, или Трудности перевода

Точка зору

Кризис ликвидности банков привел к задержке платежей. Что делать, когда деньги нужны всем – и финучреждениям, и их клиентам, а графики платежей срываются.

Ситуация с задержкой платежей наблюдается практически во всех сферах. В некоторых супермаркетах даже составлен список банков, чьи платежные карточки не принимаются к обслуживанию из-за проблем с переводом денег. Интернет-провайдеры, например, рекомендуют производить оплату через моментальные электронные системы и платежные терминалы, а предприниматели вынуждены переводить свои расчеты в более надежные банки.

Трудности перевода

"Проблемы с банком возникли в конце января, – рассказывает Олег Матовецкий, директор фирмы "ИнеяПлюсСервис". – Наши партнеры сообщили нам, что не получили от нас денег за отгруженную продукцию. После разбирательств выяснилось, что банк задержал перевод денег на восемь дней". Сегодня юристы, нанятые Матовецким, требуют от финансистов компенсацию за нанесенный ущерб репутации фирмы, а сам предприниматель перешел на обслуживание в другое финучреждение.

Неприятности с банком были и у компании "Воля". "Сумма долга банка достигла за два месяца в общей сложности нескольких сотен тысяч гривен. При этом банк возвращал "по капле" – по несколько тысяч в месяц, – рассказала интернет-газете "СЕЙЧАС" Алина Сигда, руководитель отдела PR компании "Воля". – Мы вынуждены были кредитовать тех абонентов, которые оплатили свои счета через отделения банка "Киев", поскольку реальной оплаты за услуги мы не получали".

Сигда отмечает, что проблемы были и с другими финучреждениями. "По отдельным банкам ("Надра", "Родовид Банк") также существенно возросли риски задержек платежей абонентов. Кроме того, увеличилось время перечисления денежных средств: минимальный срок – два-три дня, максимальный – до десяти дней и больше", – заявили в компании.

Пик задержек пришелся на февраль этого года, подтвердил на правах анонимности еще один интернет-провайдер Киева.

Ликвидность любит тишину

Сами банкиры предпочитают эту тему не комментировать. Хотя официально признают, что проблема существует в принципе, но именно их банк вовремя и в полном объеме выполняет все перечисления. Неофициально – подтверждают, что деньги идут на выполнение текущих обязательств (выплат по депозитам, межбанковских и кредитных обязательств) и только потом – "на все остальное".

По словам председателя совета НБУ Петра Порошенко, в феврале платежи задерживали 15 банков. "Так или иначе, задержки с платежами были у половины банков, и сегодня ситуация кардинально не изменилась, – отмечает председатель правления одного из банков. – Существуют большие проблемы с ликвидностью. С начала кризиса из системы "уплыло" более 90 млрд. грн., а рефинансирование составило чуть больше 70 млрд., из которых в этом году – 14 млрд. Отсюда и задержки. Банкам нужна наличность для погашения своих обязательств".

Фемида всех рассудит

Если банк действительно тянет с перечислением денег, физические и юридические лица могут апеллировать к ст. 1068 Гражданского кодекса Украины, считает Ольга Герасимова, адвокат, партнер адвокатского бюро "Адлер и партнеры". Именно эта статья заставляет финучреждения выполнять операцию в день поступления расчетного документа (платежного поручения), если другой срок не предусмотрен договором, объясняет она.

Дальнейшие действия клиента банка – немедленно подать письменное заявление в банк и отстаивать свои интересы, исходя из ст. 1073 ГКУ. Финучреждение, обнаружив нарушение со своей стороны, должно немедленно зачесть соответствующую сумму на счет клиента или счет получателя, компенсировать убытки и выплатить проценты за срок задержки. "Размер этой процентной ставки, как правило, определен в договоре с банком или принимается равным 3% годовых в соответствии со статьей 625 ГКУ, которая также предусматривает компенсацию влияния инфляции, – объясняет Герасимова. – Платежи за коммунальные услуги, мобильную связь, оплата госпошлины и другие платежи, которые производятся без открытия счета на основании платежного поручения (квитанции), также должны быть выполнены банком в день поступления платежного поручения".

Юрист рекомендует сохранять все документы – квитанции, отчеты, подтверждающие проведение операций – до момента, пока не придет подтверждение об успешном перечислении денег. А в случае, когда обнаружены нарушения со стороны банка, все требования и жалобы к банку специалист советует оформлять письменно. Ведь если дело дойдет до суда, эти документы послужат дополнительными доказательствами.

Новини

17 Квітня 2024

Rio Tinto за підсумками першого кварталу скоротила відвантаження залізної руди

Промвиробництво в ЄС скоротилося на 5,4%

Україна у лютому посіла друге місце за обсягами експорту катанки до США

Газопроводи між Німеччиною та Францією транспортуватимуть водень

Ferrexpo планує збудувати нову сонячну електростанцію

В Україні зросла частка імпортних будівельних матеріалів – дослідження

Споживання цементу в Україні минулого року збільшилося на 17% – Укрцемент

Виробництво сталі у Бразилії за підсумками березня зросло

Україна припинила експорт марганцевих руд

Запоріжсталь за 2 роки спрямувала на підтримку виробництва 1,2 млрд грн 

МВФ прогнозує Україні курс 54 грн/дол

З початку квітня Україна експортувала 3,5 млн тонн морськими шляхами

Росія продовжує нарощувати морський експорт нафти

Україна скоротила експорт титановмісних руд на 44%

Для відбудови Україна потребує залучення американських інвестицій – Шмигаль 

Україна вироблятиме компоненти малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢