Труба зовет. Украинскую ГТС ждет евроремонт

Точка зору

23 марта Брюссель решит судьбу украинской газотранспортной системы. Государства Евросоюза, США, Канада, Россия и Япония, а также 45 ведущих газовых компаний мира поговорят о модернизации отечественной трубы. В случае удачных переговоров Украина получит EUR2,5 млрд. на ремонт, а надежда "Газпрома" контролировать ГТС Украины станет совсем призрачной. Однако многие эксперты склоняются к мысли, что помпезная конференция станет всего лишь очередной декларацией намерений.

Президент и премьер занялись газом вместе. В Брюсселе лидеры Украины получили первые четкие условия для предоставления кредита на реконструкцию газотранспортной системы – возобновление сотрудничества с МВФ. Между тем не получили никаких гарантий того, что деньги все-таки дадут.

Кому мы нужны?

Разговоры о том, что деньги на модернизацию ГТС нужно просить у Запада, ведутся уже третий год. Да и сумма в EUR2,5 млрд. прозвучала еще в конце 2007 года. С тех пор все переговоры о начале ремонтных работ так и остались переговорами. По прогнозам руководителя Центра энергетических исследований Константина Бородина, конференция в Брюсселе – очередное "пожиманием рук". Все дело в деньгах и пресловутом экономическом кризисе. Если еще год назад европейские фонды были готовы кредитовать реконструкцию украинского газопровода безвозмездно, но сейчас раскошелиться на миллиарды будет непросто. "Я сомневаюсь, что Брюссель выделит Украине такую сумму, во всяком случае, в этом году. Сейчас Евросоюз сам столкнулся с серьезными финансовыми проблемами", – предположил Бородин в интервью интернет-газете "СЕЙЧАС" .

Не сейчас – так через год. В том, что Европа заинтересована в ремонте украинских газовых труб, сомневаться не приходится. Ведь сейчас это – единственная газотранспортная система и долгие годы альтернативы ей не будет. Строительство "Северного потока", по предварительным подсчетам, обойдется в EUR20 млрд., "Южного потока" – в EUR25 млрд., да и тарифы для потребителя в этом случае значительно возрастут.

То, что переговоры о предоставлении кредита проходят там медленно, частично объясняется оглядкой европейских стран на "Газпром". Российская компания остается основным газовым партнером Европы и имеет свои интересы в ГТС Украины. Но, скорее всего, страны Европы переиграют Россию на украинском газотранспортном рынке. "Газпром" зарекомендовал себя агрессивным и ненадежным партнером. В настоящее время он активно вытесняет немецкие и французские компании со словацкого рынка. Поэтому они очень заинтересованы в сотрудничестве с Украиной", – пояснил интернет-газете "СЕЙЧАС" директор энергетических программ исследовательского центра "Номос" Михаил Гончар.

Болото "Нафтогаза"

Кредит МВФ – далеко не единственное требование Евросоюза к Украине. Европейские банки согласятся кредитовать ремонт ГТС только в том случае, если правительство пойдет на серьезные изменения структуры газового рынка Украины. Киеву необходимо будет предоставить партнерам план развития ГТС на ближайшие пять-десять лет и главное – разделить "Нафтогаз" на структурные подразделения. То есть газотранспортный, добывающий и продающий секторы НАК должны получить финансовую независимость.

Именно в этом требовании, а вовсе не в возобновлении договоренностей с МВФ, состоит основной риск сорвать переговоры. На такой передел собственности украинская сторона может не пойти. "Очень тяжело решить, как обеспечить прозрачность компаний. Если это будет понятно и не будет такой большой коррупционной составляющей, как сейчас, мы получим кредит. Если же Украина пожелает оставить тихое болото "Нафтогаза", никто не согласится давать нам деньги – ведь это деньги налогоплательщиков, никто не рискнет получить дурную славу", – объяснил ситуацию интернет-газете "СЕЙЧАС" экс-президент ОАО "Укртранснефть" руководитель киевского международного энергетического клуба Q-клуб Александр Тодийчук. По словам эксперта, "Укртрансгаз" вполне мог бы самостоятельно зарабатывать деньги на реконструкцию, но эта компания является любимой доильной коровой для украинского бюджета. С коллегой согласен и Бородин. По расчетам Центра энергетических исследований, "Укртрансгаз" в год зарабатывает $ 2,3 млрд. в год на поддержание жизнедеятельности. На программы реконструкции компании хватило бы $500 млн. Но "Укртрансгаз" финансово зависит от НАК "Нафтогаз Украины", изымающего все средства для бюджета. "Ни одна компания России или новых членов Евросоюза не работает под таким налоговым прессом", – говорит Тодийчук.

Реконструкция "Нафтогаза" неизбежно приведет к повышению тарифов для предприятий теплокоммунэнерго – сейчас НАК фактически предоставляет компаниям газ ниже себестоимости. Это еще один момент, который сдерживает реконструкцию и, как следствие – европейскую помощь. Ведь накануне выборов политики на повышение тарифов могут и не пойти.

Сами с усами

"Украинская ГТС проектировалась и эксплуатировалась и по стандартам и нормам прошлого времени", – объясняет необходимость модернизации уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.

По оценкам Q-клуба, 60% газопроводов Украины эксплуатируются от 10 до 33 лет, а 25% уже отработали свой эксплуатационный срок. Чтобы провести полный "евроремонт", стране понадобятся EUR25 млн., – это уже оценки Cекретариата президента Украины. Денег, которые может предложить Брюссель сейчас, хватит только на косметические улучшения.

Тем не менее ситуация с отечественным газопроводом отнюдь не катастрофична. И лучшим примером ее работоспособности служит январь этого года, когда "Газпром" снизил подачу газа. "За эти три недели января украинская ГТС доказала свою работоспособность – тогда была решена сложнейшая техническая задача. Если бы состояние было катастрофическим, мы бы получили много аварий", – считает Гончар. По его словам, состояние украинских газопроводов точно такое же, как и российских – они строились как единая система.

И все же запас советской прочности газовых труб и хранилищ не вечен. Потому о ремонте нужно думать уже сейчас – при участии Европы или без нее.

Новини

30 Січня 2024

Фонд підтримки енергетики України акумулював понад 400 млн євро

У Німеччині заблоковано роботу найбільших портів через протести

У 2023 році Японія збільшила експорт металобрухту на 10%

JSW Steel Limited очікує відновлення обсягів продажів сталі на внутрішньому ринку

Росія може запровадити плату за викиди вуглецю в 2028 році

НКРЕКП погодила структуру розподілу пропускної спроможності ЛЕП між Україною та Молдовою

Цієї зими уряд збереже пільговий тариф на електроенергію для населення – Шмигаль

На європейському ринку сповільнилась торгівля гарячекатаним рулоном

Уряд працює над вирішенням проблеми необґрунтованих обшуків у бізнесу

Україна збільшила споживання металопрокату більш ніж на 20%

Держборг України збільшився на 34 млрд і встановив новий історичний рекорд

Цього року з держбюджету на відновлення спрямують майже 11 млрд грн

Попит на газ в ЄС спричинить нові інвестиції у викопне паливо на 223 млрд дол – дослідження

Європа витрачає 2% ВВП на боротьбу з промисловим забрудненням

Фонд держмайна залучив від приватизації ще 140 млн гривень

Японія диверсифікує експорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢