Нефтетрейдеры отказались от базовых ценностей

Точка зору

Украинские нефтетрейдеры закрывают принадлежащие им нефтебазы. Так, в пятницу один из крупнейших игроков рынка – "Запорожнефтепродукт" – объявил о закрытии 16 нефтебаз. Его примеру собираются последовать другие компании, так что до конца года количество нефтебаз сократится на треть. Участники рынка объясняют это тем, что старые терминалы были рассчитаны на прием нефтепродуктов по железной дороге, а доставлять по ней топливо после повышения тарифов стало невыгодно.

Решение о закрытии 16 из 17 принадлежащих компании нефтебаз акционеры ОАО "Запорожнефтепродукт" (участники рынка связывают его с акционерами ПриватБанка) приняли на собрании 25 марта, говорится в пятничном сообщении ОАО. Все они расположены в Запорожской области и занимались оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами – их дальнейшее функционирование признано нецелесообразным.

Содержать старые нефтебазы, построенные еще при СССР и рассчитанные на прием нефтепродуктов по железной дороге, после повышения тарифов на перевозку этим видом транспорта (Ъ сообщал об этом 27 августа 2008 года) стало убыточно, объяснили в компании "Сентоза" (акционер "Запорожнефтепродукта"). "Запорожнефтепродукт" – не единственная компания, закрывающая нефтебазы. По данным Минтопэнерго, в прошлом году было закрыто 11 терминалов для хранения нефтепродуктов, а в 2009-м ожидается закрытие еще до 100. "Одна из наших нефтебаз сейчас простаивает, поскольку оборудована под доставку нефтепродуктов по железной дороге,– говорит директор сети АЗС 'Донецкойлсервис' Виктор Мартиросян.– Затраты на перевозку топлива по железной дороге сейчас обходятся в полтора раза дороже, чем при использовании бензовозов. Мы ищем покупателя для нефтебазы, но, если не найдем, проще будет закрыть ее, чем содержать". В прошлом году крупнейшие нефтяные компании обращались к правительству с требованием снизить тарифы на перевозку нефтепродуктов по железной дороге, но их просьба осталась без рассмотрения.

Объем рынка нефтепродуктов в Украине в прошлом году составил $11,2 млрд в розничных ценах. Страна потребляет около 16 млн т нефтепродуктов в год. По данным Минэкономики, сегодня в Украине работают более 5,5 тыс. АЗС и 312 нефтебаз, принадлежащих 493 компаниям.

Невыгодно и реконструировать старые нефтебазы: строительство нового терминала обходится в $5-7 млн, как и переоборудование старого, отмечает гендиректор сети АЗС "Галич-петроль" Богдан Радько. А директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн утверждает, что в дальнейшем количество терминалов в стране должно сократиться. "Нынешняя система нефтебаз досталась нам от СССР, когда каждое крупное автотранспортное предприятие или крупный колхоз имел по терминалу,– говорит он.– В европейских странах система доставки нефтепродуктов работает совсем по-другому: существует один большой терминал на регион, нефтепродукты на нем хранят все работающие на местном рынке нефтетрейдеры, которые доставляют и забирают топливо, как правило, автомобильным транспортом". Заместитель гендиректора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев прогнозирует, что через три-четыре года в Украине останется 20-25 больших терминалов, в строительство которых будут инвестировать крупнейшие нефтетрейдеры.

Новини

19 Квітня 2024

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢