Труба преткновения

Точка зору

Европейский кредит на модернизацию украинской ГТС приведет к структурной трансформации всего газового хозяйства страны и прежде всего — НАК «Нафтогаз України». Европейский союз и Украина подписали совместную декларацию по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), предполагающую получение нашей страной кредита в сумме 2,57 млрд долларов. Документ завизировали в прошлый понедельник на конференции в Брюсселе премьер-министр Юлия Тимошенко и председатели правлений Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, а также комиссар ЕС по вопросам внешних связей и европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер и комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс. Пока текст двустороннего меморандума — не более чем декларация, однако практика международных переговоров ЕС свидетельствует: шансы Украины получить европейскую поддержку велики.

Ссуда может быть выделена по ставке LIBOR + п.п., основная часть средств будет потрачена на реконструкцию компрессорных станций, а сами работы продлятся до десяти лет. По прогнозам украинского правительства, такая модернизация только на первом этапе реконструкции позволит снизить потребление технического газа (для осуществления транзита) на 1,35 млрд кубометров в год, а после окончания модернизации пропускная способность ГТС увеличится на 60 млрд кубов. Кредит европейцев имеет ключевое значение для реформирования всей газовой отрасли страны. Чтобы получить европейские деньги, украинская сторона в лице Юлии Тимошенко и президента Виктора Ющенко взяла на себя несколько обязательств, реализация которых полностью изменит систему поставок газа в страну и транспортировки топлива в ЕС.

Дело техники

Согласно предварительным договоренностям, в перечень основных работ войдут реконструкция газопроводов (616,3 млн долларов) и модернизация подземных хранилищ газа (Бильче-Волыцко-Угерского и Богородчанского), на что будет направлено до полутора миллиардов долларов. На деньги ЕС Украина также намерена построить или завершить строительство пяти газокомпрессорных станций («Ужгород», «Берегово», «Дроздовичи», «Теково», «Орловка»). «Нельзя сказать, что европейский кредит критически важен для Украины. Газотранспортная система находится в удовлетворительном состоянии, но не следует забывать, что ее проектировали и строили в 70-е годы прошлого столетия. Установленное на газоперекачивающих станциях оборудование — еще советского образца, причем разработки шестидесятых годов. Естественно, за последние полвека появилась новая, более усовершенствованная техника, способная сократить излишние потери газа. Себестоимость транспортировки газа через украинскую ГТС сейчас одна из самых высоких в мире. Ее эксплуатация возможна и в нынешнем виде, однако при стратегическом подходе систему нужно модернизировать», — рассказал «Эксперту» народный депутат (БЮТ), член Временной следственной комиссии по вопросам расследования функционирования газотранспортной системы Украины и обеспечения газом потребителей в 2008–2009 годах, советник премьер-министра Сергей Пашинский.

Депутат подчеркивает, что кредит ЕС станет тестом-возможностью для отечественного машиностроения, которое получит заказ на строительство нового оборудования. Готовность участвовать в модернизации ГТС уже давно выразили николаевское предприятие «Заря-Машпроект», запорожский завод «Мотор Січ», а также Сумское НПО им. Фрунзе. «Желающих освоить деньги ЕС достаточно, вопрос в технологиях. К сожалению, произведенные украинскими промышленниками турбины менее эффективны, нежели их зарубежные аналоги. До последнего времени эти предприятия занимались ремонтом ГТС, а не модернизацией ее. Возможно, перспектива европейского кредита подтолкнет собственников этих предприятий к модернизации производства, чтобы наладить выпуск современной продукции через слияние с крупными международными компаниями. Например, с General Electric», — говорит Сергей Пашинский.

Если Украина построит современные газокомпрессорные станции, она сможет ежегодно экономить от одного до двух миллиардов кубометров газа в зависимости от объемов транзита. «Это значительно снижает себестоимость транспортировки топлива. Экономия газа и рост рентабельности транзита помогут возвращать долг перед ЕС. Однако этот вопрос еще нужно согласовать с Россией, поскольку такой план не совпадает с ее энергетической стратегией», — пояснил бывший глава ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук.

Среди всех направлений модернизации ГТС ключевым является установление новой системы учета и диспетчеризации газа, которая автоматически должна прекратить практику воровства и продажи неучтенного газа. В разговоре с обозревателем «Эксперта» народный депутат, советник премьер-министра по энергетическим вопросам Александр Гудыма подчеркивает, что коммерческие потери в системе облгазов сегодня превышают 15%, а в странах Евросоюза — не более пяти процентов. «Если мы взяли на себя обязательство интегрироваться в газовую структуру ЕС, нам необходимо обзавестись собственными контрольно-измерительными станциями. И на западных, и на восточных границах отсутствует полноценный контроль. Установка контрольно-измерительных станций — это естественное требование ЕС», — говорит Гудыма.

Кредит под реформы

Для получения кредита Украина взяла на себя три серьезных обязательства. Первое — обеспечить равный доступ к услугам украинской ГТС и подземным хранилищам газа, который в случае реализации кредита должны получить все европейские потребители. «Это перспектива отдаленного будущего. Не стоит забывать, что на 2009 год мы подписали с Россией соглашение по транзиту 120 млрд кубометров газа до западной границы Украины, — говорит Сергей Пашинский. — Но расценки на хранение газа ”Газпрома” в пять раз ниже европейских. Я выступаю за то, что если у нашей страны появится возможность на аукционных и конкурсных принципах предоставить свои подземные хранилища западным потребителям, от денежных предложений не стоит отказываться». Пашинский подчеркивает, что Украине из общего активного объема в 32 млрд кубометров (13 подземных хранилищ газа) для обеспечения отопительного сезона нужно не более 15 млрд кубометров. Соответственно, мощности на 17 млрд кубов страна может предлагать сторонним клиентам. «Заплатит больше ”Газпром” — будет пользоваться он, потребители из ЕС предложат больше — тогда они», — отмечает Пашинский.

Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин не считает, что обязательство равного доступа к услугам украинской ГТС изменит в ближайшем будущем механизм хранения газа. «Российское правительство почему-то очень болезненно восприняло это обязательство. В свое время Польша хотела хранить газ у нас, однако позже оказалось, что это запрещает польское законодательство. Возможно, в дальнейшем страны-члены ЕС обратятся к украинским подземным хранилищам, а сегодня этими мощностями могут воспользоваться лишь работающие у нас частные и получастные добывающие компании», — отмечает Сапрыкин.

Второе обязательство Украины перед ЕС — принять в 2009 году программу реформирования газового сектора, а также утвердить украино-европейскую программу на 2010–2012 годы, предполагающую полное открытие газового рынка в соответствии с европейскими принципами. В Украине неоднократно пытались принять базовые отраслевые законы. В частности, с 2005 года парламент «мучает» проект закона «Об основах функционирования рынка природного газа в Украине», предусматривающего отмену обязательной продажи газа украинской добычи госмонополисту «Нафтогаз України» и разделение потребителей на несколько категорий, для которых предусмотрен свой темп перехода к рыночным ценам на топливо. Европейцам нужен еще один документ — застрявший на этапе согласования законопроект «О газораспределительных сетях», регламентирующий строительство и эксплуатацию газораспределительных сетей. «За последние годы разработано около пяти проектов законов о газовом рынке. Все они в чем-то хороши, где-то спорны, однако их общий недостаток в том, что они на 95% не соответствуют требованиям директив и документов ЕС и поэтому бесперспективны. С другой стороны, сейчас Минтопэнерго готовит новую концепцию газового рынка, но пока этот документ сырой. По сути, Украина не готова к реализации этого обязательства в обозримом будущем», — считает Владимир Сапрыкин.

Наконец, третье обязательство — реформирование НАК «Нафтогаз України» с последующим выведением осуществляющего транзит газа предприятия «Укртрансгаз» из этой структуры. Изначально в Европе хотели, чтобы Украина гарантировала приватизацию компании «Укртрансгаз» или ее акционирование, что особенно интересно Кремлю. В России не раз напоминали, что хотели бы поучаствовать в приватизации украинской газотранспортной системы, если местные власти примут решение о продаже акций предприятия «Укртрансгаз». Однако сегодня приватизация его имущества законодательно запрещена, к тому же в обществе эта тема совсем не популярна, что повлияло на тон премьер-министра в ходе переговоров в Брюсселе. Согласно тексту меморандума, правительство Украины берет на себя обязательство обеспечить независимость «Укртрансгаза» и «поступление ему доходов от передачи газа и его хранения на уровне, достаточном для стабильного функционирования». «Прибыль в финансовом плане компании ”Нафтогаз України” составляет около 11 млрд гривен, из которых около семи миллиардов приходится на предприятие ”Укртрансгаз”. При такой прибыли оно может безбедно работать и самостоятельно реконструировать собственные мощности. Однако сегодня ”Укртрансгаз” этих денег не видит. Средства идут на расчетные счета НАКа, а сама компания-транзитер финансируется по остаточному принципу», — рассказывает Александр Тодийчук. Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар подчеркивает, что при выполнении этого пункта меморандума Украина может столкнуться со сложностями: любая реорганизация внутри госмонополиста чревата необходимостью согласовывать действия с кредиторами компании и главным поставщиком газа — концерном «Газпром», который в свое время реструктуризировал долги Украины за газ. «Думаю, что ”Укртрансгаз”, покидая ”Нафтогаз”, обязательно потянет за собой и большой хвост кредитных обязательств», — замечает Гончар.

Еще одно логическое последствие выполнения Украиной условий меморандума — прекращение трансфертного ценообразования на рынке газа. После получения кредита все деньги за транзит станет получать «Укртрансгаз» и будет тратить их на свои цели, в частности, на модернизацию ГТС и расчеты с кредиторами. Тогда НАК «Нафтогаз України» придется поднять цены на газ до экономически обоснованного уровня для всех категорий потребителей. Это затронет не столько промышленников (сегодня они и так платят за топливо по мировым ценам) и население, которое продолжит потреблять газ отечественной добычи, сколько предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ), потребляющие около десяти миллиардов кубометров газа в год. Уже сегодня очевидно, что в результате этой реформы последние окажутся на грани банкротства, и НАК «Нафтогаз України» будет вынуждена их санировать по примеру компании «Газ-тепло» в 2006 году. Тогда ТКЭ не смогли рассчитываться за газ по новым ценам, и госкомпания перешла на давальческие схемы. Компания «Газ-тепло» продавала топливо теплокоммунэнерго в обмен на тепло, которое самостоятельно реализовывала потребителям. Контролируя все финансовые потоки в этой сфере, НАК в течение года рассчиталась с долгами и сделала отрасль рентабельной без значительного повышения цен на тепло для потребителей. После очередной смены правительства давальческую схему ликвидировали, и предприятия ТКЭ вновь стали финансово независимыми, что привело к возобновлению долгов за газ.

Таким образом, НАК «Нафтогаз України» в обмен на автономность «Укртрансгаза» получит под свой контроль все теплокоммунэнерго (включая и «Киевэнерго»). Опыт 2006 года показывает, что объем воровства в ТКЭ чуть ли не вдвое больше, чем при транзите газа. Это означает, что после наведения порядка в этой сфере «Нафтогаз» сможет значительно уменьшить потребление газа в стране.

Россия против

Для Москвы переговоры между Украиной и ЕС о модернизации украинской ГТС оказались тяжелым моральным испытанием. Многочисленная делегация РФ демонстративно покинула брюссельский саммит, не дожидаясь итогов конференции. Эмоциональная реакция имела свое продолжение в Москве на уровне высшего руководства страны: после публичного обнародования газовой декларации российский президент Дмитрий Медведев заявил, что визит Юлии Тимошенко в РФ откладывается. А председатель правительства Владимир Путин добавил, что Россия из-за игнорирования ее интересов может пересмотреть взаимоотношения и с Евросоюзом, и с Украиной. И не только в газовой сфере. Довольно красноречивым стало заявление Чрезвычайного и Полномочного посла России в Украине Виктора Черномырдина: «У меня сложилось такое впечатление, что вроде глухой со слепым сели и подписали бумагу (декларацию. — «Эксперт»). Это — система, которая должна работать стабильно и надежно. А то, что здесь придумывают всякие фокусы, мы этого не понимаем».

Брюссельская лапша

Константин Бородин, директор Центра энергетических исследований:

— После энергетической конференции в Брюсселе в украинский политический оборот вошел новый термин — «брюссельская лапша». Декларация не содержит ни одного обязательства Европейской комиссии, европейских банков или любой другой страны, кроме Украины. Более того, у меня возникло такое впечатление, что Европа подыгрывала нам в желании попиариться на газовой теме. Ей это не удалось. В тексте совместной декларации постоянно упоминается некая украинская газотранзитная система. Газотранзитной системы в Украине нет.

У нас есть газотранспортная система, которая представляет собой целостный комплекс, используемый как для транзита газа, так и для его поставки внутренним потребителям. Поэтому невозможно разделить транзитную составляющую и мощности, используемые для обеспечения внутренних потребителей. Кроме того, названные участниками конференции суммы предполагаемых кредитов варьировались от двух с половиной до пяти с половиной миллиардов долларов как средства, необходимые не только для реконструкции ГТС, но и для расширения ее мощностей для транзита дополнительных 60 млрд кубов газа. Единственная серьезная программа реконструкции ГТС была разработана в компании «Укртрансгаз» в 2006 году. Она предусматривала полную реконструкцию двух из четырех магистральных газопроводов без расширения мощностей и оценивалась в сумму 4,6 млрд долларов.

Если речь идет о расширении мощностей газотранспортной системы Украины на 60 млрд кубов, то эти затраты я оцениваю в 12–14 млрд долларов. Думаю, что Европа не даст нам денег, поскольку Украина не сможет выполнить условия меморандума, предложить реальный бизнес-план. Да и кризис на дворе. Кстати, в 2006 году после череды похожих переговоров мы так и не получили желаемый заем на модернизацию ГТС.

Такая реакция России более чем понятна. Москва осознает, что если реализуется план по модернизации украинской ГТС, российский «Газпром» вынужден будет платить Украине за транзит и хранение газа в хранилищах не «советскую», заниженную, а европейскую, рыночную цену. Не радует россиян и перспектива закупки европейцами газа на украино-российской границе, о чем откровенно сказано в двусторонней декларации. Для европейцев в цену топлива закладывается европейская стоимость транзита от месторождения до потребителя, а с Украиной расчет ведется по тарифу 1,70 доллара за транзит тысячи кубометров газа на 100 километров, что позволяет «Газпрому» оставлять разницу у себя.

К тому же новая схема не позволит «Газпрому» применять устоявшиеся схемы по минимизации налогов. Дело в том, что на украино-российской границе российский монополист продает газ по внутренним ценам одной из своих дочерних компаний «Газпром-экспорт», зарегистрированной в стране с мягким налоговым законодательством. Именно с этой цены он уплачивает налоги в российский бюджет. А на украино-европейской границе дочерняя компания «Газпрома» реализует топливо конечным потребителям уже по европейским ценам. Точные цифры никто из экспертов назвать не берется, но, судя по бурной реакции Владимира Путина, суммы эти немалые.

Намеченное расширение пропускной способности украинской ГТС также не на руку российскому «Газпрому». Если план ЕС удастся реализовать и Украина станет частью европейского газового рынка, то такие маршруты по доставке топлива в Европу, как Южный и Северный поток, утратят свою привлекательность. Зачем строить новые газопроводы, если потребители из ЕС смогут покупать газ чуть ли не под Белгородом и Курском?

При этом Европа, контролируя украино-европейскую ГТС, сможет диктовать условия поставщикам газа из РФ, а это так или иначе приведет к падению рентабельности «Газпрома». Такая перспектива не радует Москву, особенно на фоне февральского падения спроса. Транзит российского газа в прошлом месяце упал на 44,8% по сравнению с февралем 2008-го. И это без всяких скандалов и войн и во время холодной зимы. В целом за два месяца с начала года транзит уменьшился на 53,2% — Европа, очевидно, сокращает собственное потребление именно за счет поставок газа из России. Еще одним печальным событием для газовой России стал недавний провал переговоров о строительстве газопровода «Восток—Запад» для поставки топлива из Туркменистана. «Газпром» просто не смог найти финансирование на новую трубу, и Ашхабад вновь задумался о строительстве газопровода в обход России.

Проект с далекими перспективами

Валерий Боровик, председатель правления Альянса «Новая энергия Украины»:

— Модернизация ГТС — интересный, однако долгосрочный проект. Идея такого масштаба начнет внедряться через год-два после того, как высшее руководство примет принципиальное решение. Украина пока подписала только совместную с ЕС декларацию о возможности рассмотрения этого проекта.

Меня удивили противоречивые заявления украинской делегации о суммах, необходимых на обновление ГТС. Если кредит в два с половиной миллиарда долларов выглядит реалистичным, то цифра в пять миллиардов долларов уже вызывает вопросы. Скорее всего, эта сумма включает откаты. За два с половиной миллиарда долларов можно провести хорошую реконструкцию, в том числе модернизировать измерительную аппаратуру.

Так или иначе, в результате проект приведет к либерализации газового рынка. При этом она будет обусловлена не столько технической реконструкцией ГТС, сколько заложенными в двусторонней декларации условиями между Украиной и ЕС. Речь идет о выделении из состава НАК «Нафтогаз України» оператора с прозрачной структурой финансирования, который будет обслуживать украинскую ГТС и управлять отечественными газовыми хранилищами. Это хорошее требование, но вопрос в том, сможет ли Украина сделать такого независимого оператора из «Укртрансгаза».

Я очень хочу, чтобы наша страна получила деньги от ЕС, но, боюсь, в ближайший год этого не произойдет. Более того, опасаюсь, что если Украина и получит кредит в 2009-м, то на очень невыгодных условиях.

Украинская сторона в своей публичной риторике пытается затушевать антироссийскую направленность брюссельского меморандума. Во время визита в Японию Тимошенко заявила, что Украина обязательно пригласит Россию участвовать в модернизации ГТС, в частности, в поставках оборудования. Однако РФ заинтересована не в модернизации ГТС как таковой, а в получении контроля над украинской газотранспортной системой или как минимум — в незыблемости принципов функционирования украинского рынка газа. Обязательства по интеграции украинской и европейской газотранспортных систем, сохранение ГТС после модернизации в собственности Украины в конце концов приведут к тому, что наша страна потеряет привлекательность для «Газпрома». Именно это больше всего и злит руководство концерна и российских лидеров.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢