Александр Черненко: Выборы в январе выгодны Литвину и Яценюку
Точка зоруОпасаясь роспуска парламента, депутаты назначили дату президентских выборов на три месяца раньше: 25 октября 2009 года вместо 17 января 2010-го. Согласно Конституции, полномочия Верховной Рады не могут быть прекращены в последние шесть месяцев срока полномочий президента.
"Подсчитать, с какого момента нельзя распускать парламент, невозможно. Если Конституционный суд признает постановление Верховной Рады неконституционным, это будет означать, что выборы президента 25 октября не состоятся". Подробнее об этом читайте в интервью интернет-газете "СЕЙЧАС" новоизбранного председателя правления Комитета избирателей Украины Александра Черненко.
– Верховная Рада назначила президентские выборы на 25 октября. Чего в этом решении больше: политики или права?
– Оценку этому решению дал спикер Владимир Литвин, назвав его политическим. Ранее Блок Литвина и многие депутаты из фракций НУ-НС и Партии регионов в публичных выступлениях и частных разговорах называли дату 17 января 2010 года. Было и другое число – 27 декабря 2009 года (соответствующий проект постановления зарегистрировал бютовец Андрей Шевченко. – "СЕЙЧАС"), но к нему было изначально скептическое отношение.
– Вы тоже считаете, что депутаты испугались Указа о роспуске Верховной Рады, который якобы уже готов в Секретариате президента?
– Да, в Раде увидели призрак перевыборов, потому и спешили. Дискуссии о дате президентских выборов практически не было. В итоге многие политики, в частности, литвиновец Олег Зарубинский, просто отказались от своих слов.
– Нашеукраинец Руслан Князевич полагает, что депутаты просчитались, поскольку шестимесячный мораторий на роспуск ВР отсчитывается не с даты президентских выборов (25 октября), а с момента прекращения его полномочий (момента инаугурации нового президента). Как вы думаете?
– В Комитете избирателей поддерживают мнение Князевича. Полномочия действующего президента заканчиваются тогда, когда начинаются полномочия нового, а это никак не 25 октября. 25 октября – это только дата голосования, не больше и не меньше.
Высчитать дату, после которой нельзя распускать парламент, практически невозможно, потому что никто не знает, когда будет инаугурация следующего президента.
– Если Конституционный суд признает постановление Рады неконституционным, когда в Украине состоятся президентские выборы?
– Конституционный суд не определит новой даты. Назвать ее может лишь Верховная Рада. Если суд признает постановление неконституционным, это автоматически будет означать, что выборы президента 25 октября не состоятся.
– Когда, с точки зрения избирательных технологий, оптимально проводить президентские выборы: в октябре 2009-го или в январе 2010-го?
– Комитет избирателей Украины последовательно выступает за то, чтобы выборы состоялись 17 января 2010 года – последнее воскресенье пятого года полномочий Ющенко.
С точки зрения политических технологий каждая сила, имеющая кандидата в президенты, имеет свое видение, как получить преимущество. Литвину и Яценюку выгоднее, чтобы выборы состоялись позже, поскольку они могут нарастить "мускулы". Януковичу и Тимошенко – раньше, так как они могут потерять. С точки зрения организации и процедуры проведения выборов, чем больше времени предусмотрено на их подготовку, тем лучше.
Политики иногда говорят, что в январе неудобно проводить выборы, поскольку люди празднуют. Но 17 января все праздники уже закончатся. Само словосочетание "выборы под оливье" – это неуважение политиков к избирателям, которые не только гуляют и выпивают, но и выполняют свой конституционный долг.
– В бюджете-2009 на выборы заложено 712 млн. грн. Хватит ли этой суммы на проведение президентской кампании?
– Поскольку выборы главы государства в этом году никто не планировал, денег в бюджете-2009 едва ли хватит на один тур. Закон необходимо менять.
– В Центризбиркоме заявляют, что к 25 октября успеют создать госреестр избирателей. Разделяете ли Вы этот оптимизм?
– ЦИК формально, может, и успеет, но подготовка реестра идет с нарушением всех сроков. Чем больше будет времени на его подготовку, тем качественнее он будет. Подозреваю, что если работа пойдет "стахановскими" темпами, то неточностей будет очень много, а времени на их устранение – в обрез.
– Партия регионов настаивает на одновременном проведении досрочных парламентских и президентских выборов. Технически их можно провести в один день?
– Без реформирования законодательства провести две досрочные кампании в один день невозможно. Законы, регламентирующие принципы формирования избиркомов, сроки президентской и парламентской кампаний друг другу противоречат. У нас нет средств на проведение в 2009 году президентских выборов, я уже не говорю о парламентских. Это значит, что потребуются изменения в бюджет.
Конечно, если будет политическое решение и оперативное изменение законодательства, все возможно. Хотя нестыковки все равно будут, например, где агитация за политическую партию, а где – за президента.
– Зафиксировал ли Комитет избирателей новые формы фальсификаций и манипуляций на выборах в Тернополе?
– Если раньше люди отказывались от денег, потому что верили в своих лидеров, то сейчас, на фоне общего разочарования, все больше граждан предпочитают денежные знаки. Это показала киевская кампания и частично тернопольские выборы. Непрямой подкуп во время кампании продуктами питания, сетевая раздача денег накануне или непосредственно в день голосования – это наибольшие угрозы.
Такие технологии, как ни парадоксально, не очень дорогие, но очень эффективные. Партиям легче раздать деньги, чем заниматься агитацией и пропагандой "от дверей к двери". Украинцы уже не нуждаются в письмах, где к ним обращаются по имени-отчеству.
– Видите ли Вы угрозу в применении административного ресурса?
– Админресурс будет применяться по-разному. Условно говоря, одного кандидата будут продвигать губернаторы, другого – милиция, третьего – какое-то министерство, четвертого – мэры, пятого – государственные предприятия. Соответственно, каждая группа поддержки кандидатов будет использовать свои административные возможности.
Не думаю, что манипуляции и давление будет в тех объемах, как на выборах в 2004 году, но, очевидно, отдельные политические силы будут эти технологии применять.
Что касается грубых фальсификаций – вбрасывания и подмены протоколов, то при нынешнем законодательстве их сложно реализовать. Все будет более утонченно, технологично и незаметно, а на участках будет царить исключительный порядок.
– Президент предлагает уже в ближайшее время провести референдум, на который вынести новую редакцию Конституции. Как скоро может состояться такой плебисцит?
– По поводу референдума нет никаких привязок по срокам. Если будет изменен профильный закон, то в нем будут выписаны порядок создания инициативных групп, сбор подписей и другие моменты. Пока же не известно, когда такой референдум может состояться.
Трудно представить, чтобы парламентские силы изменили законодательство и открыли президенту путь к проведению референдума. Рада будет максимально затягивать этот процесс, бойкотировать изменения референдумного законодательства. О проведении такого волеизъявления можно будет говорить не раньше момента формирования нового парламента.
– Можно ли провести референдум одновременно с выборами парламента или президента?
– Согласно действующей законодательной базе, совмещение референдума с теми или иными досрочными выборами невозможно.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram