Укатали кредиторов

Точка зору

Совет директоров Всемирного банка решил выделить Украине кредит в размере $400 млн в рамках проекта «Улучшение автомобильных дорог и безопасности движения». Установив весьма выгодные условия заимствования, ВБ собирается самостоятельно контролировать целевое использование кредитных средств, чтобы в этот раз не дать разгуляться оборотистым чиновникам.

Украине сделали поблажку

Как сообщили «ДС» в представительстве Всемирного банка в Украине, кредит предоставляется под государственные гарантии на 30 лет по ставке LIBOR + 2% годовых с льготным пятилетним периодом, в течение которого заемщик будет платить только проценты по кредиту. Обычно стандартные условия кредитования ВБ предусматривают выделение займов сроком на 17 лет. Кредитный договор будет заключен с Минфином, который затем перечислит деньги «Укравтодору». Спецусловия сделки со Всемирным банком объяснить просто: близится Евро-2012. «Мы заинтересованы в развитии в Украине транзитной инфраструктуры. Дорожное строительство в условиях кризиса позволит создать больше рабочих мест», — говорит Андрей Гулай, пресс-секретарь представительства ВБ в нашей стране. По словам главы «Укр-автодора» Вадима Гуржоса, $300 млн кредитных средств будут направлены на реконструкцию участка трассы M-03 Киев—Харьков—Довжанский от Борисполя (Киевская обл.) до Лубнов (Полтавская обл.), еще $100 млн пойдут на улучшение освещения, установку разделительных барьеров и светоотражателей на аварийно опасных участках, установку дорожных знаков, оборудование перекрестков для пешеходов и мест для парковок на магистралях государственного значения. Один из приоритетов для ВБ в проекте — повышение безопасности движения. Банк даже собрал статистику, согласно которой в результате несчастных случаев на дорогах Украины за 2008 г. погибли 7690 человек.

Особенности дорожного хозяйства

До сих пор на кредитные деньги дорожное полотно в основном строили или расширяли. Первым и все еще самым скандальным проектом остается автобан Киев-Одесса, который финансировал Deutsche Bank. В течение 2004–2005 гг. его смета возросла на 1 млрд грн., а каждый километр асфальта обошелся государству (с учетом обслуживания долга) в шесть раз дороже, чем когда его укладка финансировалась исключительно за счет госсредств. Не менее одиозным оказалось и недавнее сотрудничество с Morgan Stanley. В прошлом году банк потребовал от «Укравтодора» досрочно вернуть $930 млн кредита, выделенного в 2007 г. Основанием для этого послужил пункт договора, позволяющий Morgan Stanley потребовать досрочного погашения займа в случае понижения международных кредитных рейтингов Украины на два пункта. Знающие же люди поговаривают, что причиной такого решения стало нецелевое использование «Укравтодором» заемных средств — вместо ремонта дорог приобреталась в лизинг техника. Загладить конфликт удалось лишь к февралю 2009 г. Половина задолженности по этому кредиту была продана банку Credit Suisse ($465 млн предоставлены под госгарантии под шестимесячный LIBOR + 8%), остальное покрыто из госбюджета.

Манипулирование средствами, предназначенными на строительство дорог, неоднократно фиксировали и в Счетной палате. В 2008 г., по оценкам аудиторов, «Укравтодор» не по назначению использовал бюджетные ассигнования на сумму свыше 590 млн грн. К примеру, деньги, предназначавшиеся на развитие сети и содержание автомобильных магистралей общего пользования, пошли на финансирование автодороги мостового перехода через Днепр в Киеве. Фигурирует в отчете и проект, на который сейчас дает средства Всемирный банк. «Запланированные стройработы на трассах Киев—Харьков—Должанский, Знаменка—Луганск—Изварино и Киев— Ковель—Ягодин, финансировавшихся за счет кредитов, в 2008 г. не выполнены. Уровень реализации намеченных объемов строительства новой автомобильной дороги Львов—Краковец является критически низким. Хотя, согласно проекту, она уже должна функционировать. Не обеспечено строительство на концессионных условиях Большой кольцевой дороги вокруг Киева», — говорится в отчете Счетной палаты. В целом же, по подсчетам аудиторов, планы по подготовке дорожного хозяйства к Евро-2012 в прошлом году были выполнены всего на 53%.

Главной лазейкой, которая позволяет деньгам оседать в карманах оборотистых чиновников, по мнению главы Центра экономических и политических исследований Александра Кавы, является система их распределения в «Укр-автодоре». «Основная часть средств расходится между его структурными подразделениями. И работы по ремонту дорог, которые они выполняют, намного ниже по качеству, чем у иностранных подрядчиков. Например, когда привлекались турецкие и македонские компании, разница была очень заметной. Кроме того, никто не отменял схему выбора для выполнения подряда близких компаний, завышения количества нормочасов, необходимых для тех или иных работ, стоимости материалов и т. д. С кредитными деньгами такие схемы используются очень часто», — пояснил г-н Кава.

Чтобы пресечь махинации, Всемирный банк предусмотрел более строгие условия использования средств. «При их освоении должна быть применена особая процедура закупок. Банк также устанавливает свою систему аудита и контроля над расходованием денег. К тому же они будут выделяться только под заранее оговоренный и согласованный план конкретного проекта. То есть если в нем указывается, что средства идут на реконструкцию магистрали Киев—Харьков, то их нельзя будет потратить на дорогу Киев—Житомир», — сообщил в комментарии «ДС» генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий Валерий Гладкий.

На кредитной игле

В 2009 г. на строительство новых и ремонт существующих дорог из бюджета планируется потратить около 12 млрд грн. Еще около 7 млрд грн. дорожники собираются одолжить. На сегодняшний день «Укравтодор» привлек кредиты на общую сумму $1,51 млрд и 600 млн евро. По некоторым оценкам, уже через два года четверть расходов на дорожную отрасль будет составлять обслуживание долгов.

К слову, именно из-за плачевного финансового состояния «Укр-автодора» в прошлом году дорожникам не удалось привлечь ни одного нового кредита. В частности, ссужать средства на реконструкцию дороги Киев—Чоп отказались Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. И в «Укравтодоре» даже подумывали о начале переговоров с Китайским банком развития. Однако близость Евро-2012 восстановила интерес именитых международных кредиторов к сотрудничеству с Украиной.

Поскольку ситуация в компании с каждым годом все хуже, заявки на госгарантии растут в геометрической прогрессии. Например, если в 2007 г. они составляли 4,6 млрд грн., то в бюджете 2009 г. на эти цели было запланировано уже 37 млрд грн. Это более чем вдвое превышает объем всех привлеченных «Укравтодором» за последние пять лет кредитов. Правда, затем отдельным постановлением правительства эта планка была снижена до 5 млрд грн.

Для государства гарантии даже по одному «Укравтодору» в таких объемах — ноша достаточно тяжелая. «Фактически это скрытый дефицит бюджета. Ведь если «Укр-автодор» не сможет платить по своим обязательствам, эти деньги придется изъять из бюджета, как это уже было с Morgan Stanley. Сейчас не нужно раздавать госгарантии в таких объемах, когда риск дефолта компании особенно высок», — говорит г-н Гладкий. Пока же дорожники остаются «кредитным наркоманом», которому государство беспрекословно гарантирует уплату всех обязательств.

Новини

11 Лютого 2024

Ще одна велика хвиля мобілізації призведе до колапсу економіки

Україна підвищить податки, якщо не отримає фіндопомогу від Америки

З виробниками зеленої енергії розрахувалися на 76,2%

9 Лютого 2024

Угорські фермери заблокували КПП Захонь на кордоні з Україною

Велика Британія може скасувати захисні заходи щодо гарячекатаного рулону

За тиждень літр автогазу подешевшав ще на 50 копійок

У січні зростання споживчих цін сповільнилось до 0,4%

В Україні зростає споживання електроенергії

Попит на електромобілі в Україні зріс у 2,8 раза

Експорт чавуну в Бразилії збільшився

Уряд створив промислово-оборонний комітет на чолі з прем’єром

В ЄС досягли попередньої угоди щодо закону про промисловість з нульовими викидами

У світі зростатиме конкуренція за високоякісний металобрухт

POSCO розпочала будівництво електродугової печі на заводі в Кван’яні

Outokumpu розраховує на збільшення поставок у першому кварталі

Польські фермери заблокували рух усіх видів транспорту в бік Шегині

ВСІ НОВИНИ ⇢