Цель прояснилась

Точка зору

Для окончательного урегулирования процедуры импичмента президента теперь необходимо лишь прописать роль Верховного суда в этом процессе. До окончания президентской каденции Виктора Ющенко осталось чуть более полугода, поэтому объявление ему импичмента выглядит достаточно маловероятно. Впрочем, депутаты продолжают совершенствовать базу под эту процедуру.

Вчера вступили в силу изменения в закон о Конституционном суде (КС), которыми определяется форма обращения Рады к КС о выводах по соблюдению процедуры импичмента.

Закон обязывает КС не позже пятого дня после получения такого представления от парламента во внеочередном порядке открыть по нему производство. Копия вывода КС и материалы дела не позже, чем на следующий день после его принятия должны быть отправлены в Раду и президенту. В документе говорится, что обращение парламента в КС для дачи заключения по поводу соблюдения процедуры при отстранении президента в порядке импичмента — это конституционное представление, которое должно рассматриваться во внеочередном порядке (30 дней). Конституционное представление Рады должно содержать подробное описание совершенных процедурных действий с указанием даты, места и оснований для их совершения, а также документов и других материалов, которые могут быть основаниями для импичмента.

Глава комитета Рады по правовой политике Сергей Мищенко (БЮТ) полагает, что подогнать законодательную базу под процедуру импичмента необходимо до принятия присяги следующим президентом. «Пока непонятно, кто будет президентом, можно найти консолидированное большинство для принятия этих законов. Юридические службы БЮТ и Партии регионов продолжают работать над этим вопросом»,— сказал «і» депутат. Он добавил, что не лишним будет и для Верховного суда (ВС) принять закон, регламентирующий сроки по выводам относительно импичмента: «Вопрос сроков для ВС можно урегулировать, внеся изменения в закон о временных следственных комиссиях Рады, а саму роль ВС прописать в Административно-процессуальном кодексе». Кроме того, по словам Сергея Мищенко, придется урегулировать деятельность Рады не регламентом, а полноценным законом и внести некоторые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Впрочем, депутат усомнился в том, что такие законодательные изменения будут внесены в парламент. «Ситуация охладилась, актуален не импичмент а очередные президентские выборы»,— констатировал парламентарий.

Народный депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко, также состоящий в комитете по правовой политике, полагает, что при желании процедуру импичмента можно начать, базируясь на ст. 111 Конституции и законе о временных следственных комиссиях. «Но если говорить о юридической чистоте процесса, то стоит урегулировать еще массу вопросов, в том числе прописать роль специальных прокуроров и специальных следователей»,— заявил «і» депутат, добавив, что старт процедуры импичмента сейчас маловероятен. «Этот вопрос не сможет быть предметом правовой дискуссии во время избирательной кампании»,— полагает регионал.

Отметим, что Виктор Ющенко очень болезненно воспринимает принимаемые Радой законы, каким-то образом связанные с процедурой импичмента. Закон о КС был принят 19 марта с.г., после чего был ветирован Виктором Ющенко. Вето парламент преодолел практически через месяц. Владимир Литвин подписал закон 12 мая с.г., а вчера он был опубликован в официальном издании Рады «Голос України». Учитывая, что с момента принятия документа до вступления его в силу проходит около двух месяцев, депутатам стоит доработать законы под импичмент и принять их пакетом.

Также законом существенно урезается право президента злоупотреблять конституционными представлениями. Согласно документу, отзыв представления президента относительно правительственных актов не допускается. А решение об открытии конституционного производства либо об отказе в его открытии принимается не позднее одного месяца со дня поступления конституционного представления или конституционного обращения в КС.

Согласно ст. 111 Конституции, президент может быть смещен в порядке импичмента в случае свершения им государственной измены или другого преступления. Для проведения расследования Рада инициирует временную следственную комиссию, в состав которой входит специальный прокурор и специальные следователи. Выводы комиссии рассматриваются на заседании парламента. При наличии оснований Рада не менее чем 300 голосами решает обвинить президента. Решение об отставке президента с поста принимается не менее чем 3/4 голосов от конституционного состава Рады, после проверки дела КС и рассмотрения ВС.

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢