Реверс на аверс. Как Ющенко и Тимошенко борются за "Одесса-Броды"

Точка зору

Президент и премьер-министр Украины снова заняты перетягиванием газовой трубы. Поводом для нового конфликта стал указ Виктора Ющенко о переводе нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсный режим – согласно первоначальному замыслу. Но Кабмин не спешит выполнять требование главы государства. Команда Юлии Тимошенко приводит свои аргументы.

Многострадальный нефтепровод "Одесса-Броды" никогда за всю историю своего существования не использовался по прямому назначению. В свое время он задумывался для диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и прокачки каспийской нефти в Европу. Но договориться о прокачке не удалось, потому Украина вынуждена была разрешить использование нефтепровода в реверсном направлении – для транспортировки российской нефти.

9 апреля 2009-го президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о готовности поставлять каспийскую нефть в Украину и страны ЕС. Виктор Ющенко вскоре издает указ о переводе газопровода в аверс. Но не тут-то было – Юлия Тимошенко выполнять его не собирается.

И снова Коломойский?

"Требую от правительства срочно перевести нефтепровод "Одесса–Броды" на проектный режим его использования – аверсный режим", – заявил украинский президент после подписания соответствующего документа. Но правительство, похоже, проигнорирует это требование.

"Я не сомневаюсь: премьер скажет, что Кабмин не будет принимать антиукраинских решений. Такое решение только навредит отношениям Украины и России и не принесет никакой пользы нашему государству в связи с тем, что нет ни нефти, ни потребителей", – "расписался" за Тимошенко ее советник по энергетическим вопросам Александр Гудыма. Он ссылается на отсутствие конкретных контрактов и договоренностей по транспортировке нефти, а также на необходимость для прокачки каспийской нефти расторгнуть контракт с российским транспортировщиком "ТНК-ВР".

На деле же отсутствие заказчиков и возможный конфликт с Россией вряд ли являются поводом для срыва исполнения указа. Нежелание премьера переводить реверс в аверс имеет долгую историю. Когда в начале года "НПК Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья" обратились к президенту и правительству с просьбой запустить "Одессу-Броды" в аверсном режиме, так как предприятия имеют предложения на переработку каспийской нефти, Тимошенко отреагировала на это, как на "сговор". Поскольку оба завода входят в группу "Приват" Игоря Коломойского, перевод нефтепровода в аверс премьер-министр охарактеризовала как преступное желание Балоги и Коломойского выкачать из трубы тяжелую нефть на $300 млн.

Есть сговор или его нет, но разные взгляды президента и премьера на то, в каком направлении должен работать нефтепровод, не позволят запустить его в ближайшие два года, уверены эксперты. "Все проблемы нефтепровода "Одесса-Броды" связаны с Украиной. Пока власть в стране не будет единой командой, нефтепровод не заработает", – заявил интернет-газете "СЕЙЧАС" президент Международного энергетического клуба экс-глава правления компании "Укртранснафта" Александр Тодийчук.

Не подписавшиеся

Помимо политической интриги и соперничества за контроль над газотранспортной системой, повернуть нефтепровод вспять Украине мешают вполне объективные факторы. Советник Тимошенко Гудыма прав был в том, что о конкретных действиях можно будет говорить лишь тогда, когда будут подписаны контракты. В возможности существования таковых сомневается и министр топлива и энергетики Юрий Продан. "К сожалению, на сегодняшний день нет того владельца нефти, который бы осуществил соответствующее мероприятие и который владел бы нефтью и покупателями в западном направлении", – заявил он.

Такие заявления могут спровоцировать международный конфликт, считает уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский. "Зачем говорить, что нет нефти или некому ее поставлять, в то время как президент дружественной нам страны уже не впервые подчеркивает, что нефть есть? Как министр может выражать недоверие главе другого государства?" – возмущается он.

Но хочется того господину Соколовскому или нет, а контракты на поставку нефти для "Одессы-Броды" не подписаны. "Заявление Соколовского трудно закачать в трубу", – прокомментировал полемику для интернет-газеты "СЕЙЧАС" директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. У Азербайджана имеются значительные объемы нефти, которые он мог бы предоставить для закачки в украинский нефтепровод, но для этого Минтопэнерго необходимо вплотную поработать с заказчиками и поставщиками, продемонстировать им возможности нефтепровода – а этого не происходит, говорит он. "Министерство топлива и энергетики рассылает письма заинтересованным нефтяным компаниям, то такой способ получения нефти обречен на неудачу",- уверен аналитик.

Сомнения у Сапрыкина вызывает и технико-экономическое обоснование нефтепровода. Последний вариант презентовали 24 апреля в Варшаве. Согласно выводам ТЭО, добыча нефти в каспийском регионе до 2015 года должна вырасти на 100 млн. тонн в год, а в период до 2025 года – на 150 млн. тонн в год. Следовательно, на маршруте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора спрос на легкую нефть из Каспийского региона будет составлять не менее 30 млн. тонн в год. "Нужно было указать транзитный тариф и детально проработать поставщиков каспийской нефти. Мы всего этого не услышали. Сегодня непонятно, с чем обращаться к потенциальным потребителям", – говорит Сапрыкин.

Кто на Броды?

Потребители каспийской нефти как раз таки есть. Это вышеназванные украинские НПЗ, потенциально заинтересованы в "Одесса-Броды" нефтеперерабатывающие заводы Центральной Европы и даже Австрии. По мнению Тодийчука, без аверсной работы нефтепровода Украина может потерять нефтеперерабатывающую отрасль и всю нефтетранспортную систему, которая сейчас, по его данным, недогружена на четверть. "Херсонский завод стоит, почти стоят западноукраинские заводы. И нефтепроводная система ежегодно теряет объемы. Без запуска "Одесса-Броды" в прошлом году мы потеряли 10 млн. тонн для прокачки", – сообщает Тодийчук.

Что касается российской стороны – с ними тоже можно договориться, говорят "энергетические" эксперты. Для этого достаточно предложить альтернативный или более выгодный нефтепровод. "Транспортировка из Брод в Одессу является более дорогой и протяженной, чем по другим украинским трубопроводам", – резюмирует Сапрыкин.

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢