Арсений Яценюк: "Моя цель – вернуть стране власть"

Точка зору

Пока очередные президентские выборы неотвратимо откатываются с осени на зиму, социологи уже прогнозируют выход на политическую арену серьезного претендента на победу, чей возраст, согласно Конституции, будет минимальным для претендента, зато послужной список, в котором посты министра экономики, министра иностранных дел и спикера парламента – едва ли не самый весомый. «Профиль» первым решил поздравить Арсения Яценюка с днем рождения.

Арсений Петрович, согласно социологическим опросам, ваше нынешнее 35-летие – праздник более чем для 14% граждан Украины, которые именно вас видят на посту президента. Чего вы сами хотели бы пожелать себе?

А я о себе меньше всего думаю. И это не громкие слова – так сложилось исторически: сначала думал о родителях, потом о семье, далее – о тех людях, с которыми работал в разное время. Поэтому мои пожелания мог бы адресовать только сорока шести миллионам граждан Украины. А именно: выдержки, терпения и веры в будущее. Себе, наверное, пожелал бы разве что здоровья – чтоб сил хватило реализовать все, что задумал.

Возраст – ваше преимущество или недостаток?

Разговоры о возрасте начались еще тогда, когда меня назначали министром экономики в парламенте Крыма. Тогда мне было всего 26 лет. Уже почти десять лет прошло, а мне кажется, это было вчера. У меня год за три идет – почти пенсионер. Ведь работа, которая была у меня, и та, которая будет, предполагает очень высокую степень износа.

Кто из мировых лидеров является для вас образцом в политике?

Из современников мне очень симпатичен Тони Блер – вот недавно встречался с ним в узком кругу ведущих европейских политиков. Он десять сложнейших лет был премьером Великобритании. Он целостный, харизматический, мобильный политик, умело работающий с правительством и прессой. Последний момент принципиально важен, потому что пресса – это донесение информации, посредничество между властью и народом.

Еще мне импонирует Клинтон, можно многому поучиться и у Путина. А вот исторические, масштабные личности в политике для меня – это Франклин Рузвельт, Конрад Аденауэр.

А из украинских политиков?

Мое отношение к сегодняшним украинским политикам, мягко говоря, не однозначно. Поэтому я искренне желаю, чтобы объединение Украины произошло не только ради целей будущего, но и относительно правды прошлого. Для меня политик ценен не разговором, а действием, и я ориентируюсь на тех государственных деятелей, у которых работа сводится к цепочке «действие – результат – действие – результат».

Ваша команда – кто они? По какому принципу вы подбираете окружение?

У меня есть ядро команды, и она продолжает формироваться. Я набираю команду людей, готовых и способных служить стране. Принцип отбора прост: я не приемлю фальши. Мне не нужна личная преданность, важен профессионализм и принципиальность. Так что примерно треть команды – это люди, уже имеющие политический опыт. Они представляли разные политические силы. Еще треть – люди, до сих пор не связанные с политикой – из бизнеса, науки, государственной службы, медицины. Остальные – лидеры общественного мнения с моральным авторитетом в обществе. В каждой области я представлю свою команду и буду требовать того же от своих конкурентов. Процесс формирования четкой структуры снизу очень сложен, но его нужно пройти. И на основе нашей общественной организации «Фронт перемен» будет создана политическая партия.

А политические убеждения у вас – левые или правые?

Моя идеология – приоритет человеческих ценностей. Прежде всего – человек с его правами, свободами и возможностями. Второй приоритет – государство, призванное защищать этого человека. Полностью моя программа будет обнародована во время избирательной кампании.

Как вы определяете оптимальную внешнеполитическую ориентацию нашего государства?

Украина за 17 лет независимости так и не определила свое геополитическое положение. Мир изменился, и такая страна, как Украина, не может себе позволить односторонние ориентиры. С Европой нам нужен постоянный диалог, сближение – мы страна с европейскими ценностями, и нет у нас другой альтернативы. Вместе с тем никуда не денешься от огромной взаимной зависимости Украины и России: треть рынка – это показатель. Карту не изменишь, Россию не передвинешь. И, скажу вам, не нужно менять! Нам с Россией необходимы нормальные отношения – как с очень близким и хорошим соседом.

Что касается безопасности Украины, то НАТО – единственная в мире система, которая способна защитить своих членов. Когда я возглавлял парламент, внес на голосование постановление – решение о членстве в НАТО может быть принято только на основе всенародного референдума. Народные депутаты меня поддержали. Только теперь следует осознать, что альтернативной системы безопасности на планете нет. Кроме этого, всем нам необходимо понимать, что ни в НАТО, ни в ЕС нас никто быстро принимать не собирается.

Считаете ли вы Украину государством, для которого оптимально президентское правление?

Не исключаю, что через 10 лет мы увидим Украину парламентской республикой. Но на данном этапе моя цель – вернуть стране власть. Сначала нужно возобновить управляемость державой – через сильного президента – лидера страны, который найдет консенсус между всеми ветвями власти. А парламентаризм был и будет одним из основных столпов демократии. Но для этого в Верховной Раде должны быть парламентарии, занимающиеся законотворчеством, а не представители противоборствующих политических сил, лоббирующие интересы олигархов. Как следствие, мы имеем беспрецедентный уровень недоверия к парламенту – 98%, причем как на Востоке, так и на Западе.

Кто сыграл роль в вашем становлении как политика? Вас называли «человеком Ющенко» – так ли это на самом деле?

Меня еще называли человеком Кучмы, Пинчука, Ахметова и многих других. Но я ничего никому не должен, кроме родителей. А что касается опыта, всегда работал с теми, кто старше меня как минимум на 10–15 лет, у кого были знания и опыт, и, как губка, впитывал все, что могло бы мне пригодиться.

А насколько сегодня объединена Украина? В последнее время вы много ездили по регионам – насколько едино население в своих проблемах и стремлениях?

Политически Украина разъединена, но народ един. И пришло время осознать, что мы граждане единой страны с общей системой ценностей, понять, что другой страны, кроме Украины, у нас нет и не будет. Поэтому следующие президентские выборы будут определяющими – сохранит наше государство независимость или нет. Я не преувеличиваю. Предстоящие выборы – это не ответ на вопрос, кто станет президентом, это определение того, в какой стране мы будем жить.

Каким вы видите путь выхода Украины из экономического кризиса, какие первоочередные действия можете предложить?

Кредит МВФ – это пилюля, чтобы выжить, а не лекарство, чтобы жить долго и счастливо. Руководство страны опоздало с антикризисной программой. Ее надо было принимать осенью. Тогда можно было бы минимизировать последствия мировых процессов на украинскую экономику. Сейчас поздно. Мы в центре кризиса. Необходим другой план – план восстановления и развития. На это нужны силы, средства, желание и воля – четыре элемента.

Каковы, по вашему мнению, главные угрозы украинской государственности в условиях начала избирательной кампании?

Главная угроза – это раскол страны по образцу 2004 года. Та технология кампании изначально предусматривала подобный сценарий. Тройку Ющенко – Януковича – Тимошенко устраивал только этот вариант, опаснейший для государства. Так что действующие политики и действующая политическая система – главная угроза, за масштабом которой остальные уже не представляют особой опасности. Что крайне важно для предстоящих выборов – понимание меры ответственности для каждого отдельно взятого человека. Понимание, что страна не строится сама по себе. Какими бы ни были президент и премьер, им нужно помогать.

Но это понимание вряд ли достижимо: в Украине уже многие годы существует устойчивая ненависть к власти. Можно ли все-таки ее преодолеть?

Нет ни одной власти в мире, которую бы надо было любить. Но не стоит ничего та власть, которая не может убедить себя уважать. Я не хочу, чтобы власть любили, но чтобы ее уважали – вполне достижимая задача. Политическая ответственность государственного деятеля состоит в следующем: «Сказал – сделал». Для того чтобы верно определиться с выбором, необходимо смотреть на то, что человек сделал. Если на каждом своем прежнем посту я могу ответить за каждое свое слово и действие, значит, смогу – и на будущем.

Перезагрузка власти – вот единственный выход. Я понимаю, что будет серьезная ломка, что пройдет опять несколько лет, понадобится два-три года на то, чтобы многое изменить, но результатом будет обновленная страна.

Как, по-вашему, новому главе государства следовало бы выстраивать отношения с крупным украинским бизнесом: в свое время Кучма использовал олигархов, Ющенко, не всегда успешно, пытался дистанцироваться от них…

Я считаю, что олигархи должны заниматься только одним, тем же, что и обычные бизнесмены – бизнесом. Только отвечать перед обществом они должны в большем объеме: за создание рабочих мест, уплату налогов и многое-многое другое. Задача президента – создать для всего бизнеса одинаковые условия, не допускающие коррупции. Бизнесу, идущему во власть, придется определиться: или влиять на политические процессы, или умножать капитал. А то у нас ведь не парламент, а закрытое акционерное общество. И все мы знаем акционеров этого общества. Изменить ситуацию могут лишь формирование настоящих политических партий и проведение парламентских выборов по открытым спискам. А этот парламент уже обречен: он слишком связан обязательствами, чтобы выжить.

На какой электорат вы рассчитываете?

Ненавижу, когда людей называют электоратом! Извините. Я уверен, что за меня проголосуют все, кто хочет изменить страну и готов помочь мне это сделать.

Если бы вы сами не участвовали в президентских выборах, за кого отдали бы свой голос?

Я и не участвую в выборах, я иду на них – побеждать!

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢