Кризис глубже, бензин дороже

Точка зору

В прошлую среду водители обнаружили, что литр бензина А-95 за ночь вырос в цене на 30 копеек. Нефтетрейдеры кивают на мировые тенденции.

Буквально за сутки до ценового скачка аналитики и участники рынка в один голос говорили, что топливо будет дорожать, но очень плавно, ибо никаких причин для рывков и потрясений нет. Тем не менее к утру 20 мая сразу несколько брендовых сетей АЗС синхронно подняли цену на бензин. На заправках ОККО («Концерн Галнефтегаз»), WOG (группа «Континиум»), КЛО, «Веста», «УТН-Восток» («Укртатнафта»), «Гефест», «Параллель», «Донбасснефтепродукт» (последние три — System Capital Мanagement) бензин А-95 вырос в цене на 30 копеек, до 6,18–6,30 грн/л. Завидную солидарность эти сети продемонстрировали и по другим видам горючего: А-80 и А-92 подорожали на 20 копеек. Однако дизтопливо, что удивительно, на 20 копеек подешевело и стоит теперь на этих АЗС 5,18–5,28 гривни за литр. Сеть АЗС «Золотой Гепард» (ТНК-BP) в Киеве повысила цены на все бензины на 20 коп./л, до 6,18 гривни за литр А-95, и снизила цену на дизтопливо на 10 коп./л — до 5,28 грн/л.

Обычно розница реагирует на изменения оптовой цены с лагом как минимум в две недели. Четырнадцать дней назад оптовые цены были стабильными. Нефтетрейдеры говорят, что в украинском подорожании топлива виноваты мировые котировки. Цена высокооктанового бензина в Европе с начала мая увеличилась более чем на 100 долларов за тонну (с 513 до 618 долл./т, FOB Средиземноморье, данные агентства Platts). При этом дизтопливо почти не изменилось в цене. Правда, нефть за 20 дней мая подорожала на десять долларов за баррель (около 22%).

Валюта и нефть

Впрочем, такая жесткая зависимость отечественного рынка от цен за рубежом не вполне очевидна. Минувшей осенью пик падения мировых цен на нефть прошел мимо украинских автомобилистов. Они еще удивлялись: в мире нефть упала более чем втрое (почти с 150 до 35 долларов за баррель), а на местных заправках таких изменений не наблюдается. Им в ответ указывали на рост курса доллара.

«Эксперт» пересчитал цену на нефть из долларов за баррель в гривни за литр по курсу на соответствующую дату. Грубый подсчет показывает, что с июля до декабря 2008 года, то есть примерно со своего максимума до минимума, мировая нефть подешевела в гривневом эквиваленте на 54%. За это же время украинский бензин в рознице упал в цене только на 28%, а дизтопливо — на 21. После этого нефтепродукты уже не дешевели. К 20 мая нефть выросла в гривне на 48,5%, а бензин — на 32. В целом получается, что цена бензина в Украине варьировалась пропорционально изменению стоимости нефти (см. графики ). Кроме того, не стоит забывать, что в январе из-за повышения акциза на бензин с 60 до 110 евро на тонне последний подорожал в рознице примерно на 60 копеек — до 5,59 грн/л.

При этом дизтоплива подорожание не коснулось, поскольку повышение акциза на него отложено до ноября 2009-го. Сейчас оно даже дешевеет. Возможно, причина — в значительном снижении спроса на него, тогда как потребление бензинов остается относительно стабильным. Продажи А-95 (в литрах) по итогам четырех месяцев нынешнего года упали на семь процентов, а вот дизтоплива — на 20%. Солярку в Украине стали меньше покупать из-за сокращения перевозок грузовым автотранспортом. Кроме того, многие аграрные предприятия сократили закупки и перешли на менее качественное топливо (с мини- и микронефтеперерабатывающих заводов), которое в официальной статистике не учитывается. По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, рынок дизтоплива находится в состоянии «перманентного профицита», поэтому трейдеры не поднимают цену. При этом, добавляет эксперт, она уже достигла того уровня, когда дальнейшее ее снижение при нынешней долговой нагрузке нефтяных компаний становится убыточным.

Не исключено, что ради сохранения заработка нефтетрейдеры «перекидывают» маржу с одного вида топлива на другое, то есть дотируют дизтопливо за счет высокооктанового бензина.

Свое и чужое

В прошлом году отечественные заводы сократили нефтепереработку почти на 25%. В результате доля импортных нефтепродуктов в рознице превысила 50%. Но с начала этого года внутренние производители вернули себе прежние позиции на рынке. «В условиях уменьшения спроса мы в первую очередь выбираем топливо украинского производства, Одесского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). А недостающее добавляем за счет импорта. Так поступают и другие предприятия. Ведь в нашей стране нет владельцев НПЗ заводов, которые не имеют при этом своих сетей», — поясняет начальник центра общественных связей компании «ЛУКойл-Украина» Валерий Рясик.

По данным аналитиков рынка, в начале 2009-го доля украинских НПЗ возросла до 60, а в конце апреля — начале мая достигла уже 80%. Наиболее сильные позиции занимают два завода — Лисичанский (ЛИНИК, принадлежит компании ТНК-BP) и Кременчугский («Укртатнафта»).

Казалось бы, уменьшение зависимости от импорта должно привести к снижению или хотя бы стабилизации цен. Однако этого не происходит. Дело в том, что правительство опасается сговора предприятий. Поэтому оно намерено утвердить новую формулу расчета цен на нефтепродукты, исключив из нее отпускную цену отечественных НПЗ. Рекомендованная розничная цена будет привязываться только к котировкам агентства Platts. В правительстве поясняют это желанием предотвратить повышение цен на топливо в мае-июне.

С декабря 2006 года секретариат экспертно-аналитической группы при Министерстве топлива и энергетики определяет рекомендованную розничную цену на бензин А-95 и дизельное топливо с коридором плюс-минус полтора процента на каждую декаду. Цена рассчитывается на основе формулы, учитывающей мировые цены на нефть и нефтепродукты, внутренние оптовые цены, расходы на транспортировку топлива и содержание АЗС, риски трейдеров, валютный курс, а также «достаточные уровни рентабельности для всех участников рынка». Эта цена не является обязательной, но позволяет нефтетрейдерам защитить свою ценовую политику перед государственными органами.

Интересно, что сами нефтепереработчики не имеют ничего против исключения собственных оптовых цен из розничного ценообразования. Такая формула им сейчас выгодна. Пока мировые котировки нефти растут, цены, рассчитанные по новой методике, будут повышаться с некоторым опережением по сравнению с себестоимостью производства на НПЗ. Например, «Укртатнафта» перерабатывает не импортное, а отечественное сырье. Последнее весь прошлый год продавалось по низкой цене благодаря тому, что контроль над предприятием получила группа акционеров ПриватБанка, управляющая также добывающей компанией «Укрнефть». Средняя цена нефти отечественной добычи на аукционе 22 апреля на Украинской межбанковской валютной бирже составила лишь 1269,50 грн/т (163 долл./т или 22 долл./барр.). А по данным Минтопэнерго, бензин производства АО «Укртатнафта» сейчас занимает примерно шестую часть рынка.

По словам Сергея Куюна, ориентация на мировые котировки при расчете рекомендованных розничных цен делает ценообразование более объективным. У замдиректора научно-технического центра (НТЦ) «Психея» Геннадия Рябцева другое мнение: «Мы всегда считали формулу большой бедой для рынка, поскольку она искусственна. Эта методика стрижет всех под одну гребенку, унифицируя затраты крупных сетей и одиночных станций. Кроме того, она уравнивает в цене менее качественный бензин А-95 украинского производства и сегмента премиум. А если в ней не будут учитываться цены наших заводов, вообще получается нонсенс, ведь отечественная продукция преобладает на рынке».

Рябцев утверждает: устанавливая рекомендованные цены для рынка, секретариат экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго защищает интересы крупных нефтетрейдеров. В то же время, по информации НТЦ «Психея», в конце апреля около 25% АЗС в Украине не соблюдали ценовой коридор, предложенный секретариатом.

Топливо продолжит дорожать

Эксперты рынка не сомневаются в том, что нынешнее подорожание — только начало. По мнению аналитиков АО «Укртатнафта», к июлю бензин А-95 может стоить больше 6,50 грн/л, а дизтопливо — 5,80 грн/л. Они объсняют: «За июнь-август 2009-го цены на нефтепродукты вырастут. Это обусловлено сезонностью спроса (период отпусков), увеличением потребления в Китае и США (крупнейшие потребители), а также возможностью снижения объемов добычи нефти в результате встречи членов ОПЕК в Вене 28 мая. Учитывая тенденцию изменения цен с начала года, можно предположить, что рост цен в ближайшие два месяца может составить пять-десять процентов».

При этом укрепление национальной валюты не остановит подорожание горючего. Майский консенсус-прогноз «Эксперта», основанный на данных 16 организаций, показывает, что среднегодовой курс доллара специалисты ожидают на уровне 8,40 гривни. А значит, на десять процентов выше, чем сейчас. Скачок курса доллара может грянуть осенью из-за возросших политических рисков и мягкой бюджетной политики. Сергей Куюн говорит, что каждая гривня в курсе доллара дает 26–27 копеек в цене литра бензина.

Толчком к повышению цен может стать и введение пошлины на импорт нефтепродуктов. Пока Верховная Рада медлит с принятием соответствующего закона, хотя лоббисты у него есть. В «Укртатнафте» увеличение импортных пошлин считают необходимой мерой для выхода нефтяного рынка из кризиса, поскольку это «позволит увеличить загрузку отечественных НПЗ». Об этом постоянно говорят и владельцы других предприятий. Однако данное утверждение не выглядит бесспорным. Во-первых, импортные потоки в последнее время и так существенно уменьшились. Во-вторых, сокращение загрузки, например, «Укртатнафты» с конца 2007-го связано с прекращением поставок на завод российского сырья, а не с проблемами сбыта или ценовой конкуренции с импортом. По оценкам экспертов, введение импортных пошлин в любом случае удорожит нефтепродукты еще на 15–20%.

Кроме того, ближе к зиме автолюбителей ожидают новые налоговые сюрпризы. С 1 ноября вступает в силу повышенный акциз на дизтопливо (50 евро/т против нынешних 35). С января 2010-го владельцев транспортных средств могут заставить выплачивать налог с каждого литра топлива. Сколько придется платить и до каких пределов подорожает бензин, пока непонятно. Четырнадцатого мая в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О налоге на топливо с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов». Сейчас автовладельцы уплачивают налог с объема двигателя. Если закон примут, появится новый налог для потребителей топлива, который будет включен в розничную цену нефтепродуктов. Перспектива этих событий тоже способствует росту цен на горючее.

Новини

16 Квітня 2024

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

Запоріжкокс сплатив до бюджетів понад 225 млн грн податків і зборів

Торговий дефіцит України за перші два місяці 2024 року становив понад 3 млрд дол

Україна вийшла з переговорів з судноплавства в Чорному морі, які вела з РФ та Туреччиною

Україні потрібно інвестувати у енергозбереження – експерт

ЄС схвалила умови для виділення Україні 50 млрд євро 

15 Квітня 2024

ЄС має надати Україні обладнання для децентралізації генерації електроенергії

Україна збільшила експорт ЗРС у 2,5 раза

Voestalpine зробив першу у світі катанку із зеленої сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢