Украину обезгривнили

Точка зору

Май в очередной раз «порадовал» украинцев резким снижением курса доллара. И второй год подряд при этом исчезает гривна. В разгар кризиса такие «американские горки» выглядят искусственно, что ощущается даже по прогнозам экспертов: одни говорят о скором подорожании доллара в Украине, другие утверждают, что доллар еще будет падать и укрепится только осенью. Вот только простым украинцам от всего этого лучше не станет: импортные товары вряд ли подешевеют, а обмен ранее купленной (по высокому курсу) валюты принесет лишь убытки.

И банкиры, и эксперты сходятся в одном: долларов гораздо больше не стало, их просто меньше покупают. «Опыт последних лет показывает: в мае-июне спрос на валюту минимальный», – отмечает руководитель информационно-аналитического центра «Форекс клуб» Николай Ивченко.

Нельзя сказать, что снижение доллара на 50 копеек буквально за неделю произошло внезапно. Население стало меньше закупать валюту с началом весны: если в феврале украинцы на $1,4 млрд. больше купили, чем продали, то в марте это соотношение снизилось до $0,57 млрд., в апреле – до $0,16 – все это время курс «вечнозеленого» демонстрировал относительное спокойствие. Украинцев – валютных заемщиков удовлетворял на спецаукционах Нацбанк, переведя эту часть спроса с наличного рынка в безналичный. Меньше наши соотечественники стали забирать и депозиты из банков (их, как правило, тут же конвертировали в доллары – для страховки от дальнейших «сюрпризов»): за I квартал население изъяло 10,54 млрд. грн своих сбережений. А уже в апреле в банки в виде депозитов вернулся один миллиард гривен, и в мае эта тенденция может укрепиться еще на 1,5–2 млрд.

Снизилось давление на валютный рынок и со стороны корпоративного сектора: в частности, банки прошли пик платежей по синдицированным кредитам и еврооблигациям в марте-апреле. И в ближайшие месяцы с их стороны спрос на валюту будет невысоким. «В мае необходимые платежи составляют $438 млн., в июне – $264 млн., в июле – всего $83,5 млн. Более высокие платежи приходятся уже на август-сентябрь ($295 млн. и $336 млн.)», – отмечают аналитики «Форекс клуба».

Также за прошедшие месяцы уменьшился разрыв между объемами экспорта и импорта (отрицательное сальдо торгового баланса) – главным образом, за счет того, что импортеры снизили закупки зарубежных товаров. Украинцы откровенно беднеют, и уже не в состоянии потреблять былые объемы импортной продукции. Зато это снизило потребности в валюте со стороны тех же импортеров.

Ну и, конечно, предоставление очередного МВФовского транша уменьшило негативные ожидания, в том числе по росту инфляции, и пополнило золотовалютные закрома Нацбанка необходимым ресурсом. Половина этих средств ($1,4 млрд.) позволит рассчитаться по внешним госдолгам Украины, а вторая половина уйдет на проведение валютных интервенций НБУ и проведение валютных аукционов для погашения кредитов физлицами.

Также в среде специалистов говорят о нескольких шагах НБУ, без которых столь резкое падение доллара вряд ли было бы возможным. Это и новая схема расчета валютного курса – отклонение официального курса от котировок на межбанковском рынке ограничено 2%. Ранее, когда разница между курсом Нацбанка и межбанком достигала 5–7%, компании терпели убытки, проводя внешнеэкономические расчеты по официальному курсу, а покупая валюту на межбанке по более высоким ценам.

Кроме того, НБУ в апреле ужесточил требования к банкам, вынудив их на протяжении трех месяцев избавляться от части резервов, накопленных под валютные кредиты. Вот и появилось дополнительное предложение валюты (по оценкам НБУ – около $3-4 млрд.), от которой приходится избавляться банкам. Только покупать ее сегодня некому.

Кстати, падение доллара в Украине совпало с глобальным падением доллара по отношению к основным валютам мира и по отношению к валютам стран Восточной Европы и России. Хотя, при отсутствии международных спекулянтов, в последние месяцы эта тенденция (мировое падение доллара) никак не отражалась на Украине. Впрочем, по неофициальной информации, зарубежные воротилы снова присматриваются к нашей стране, поскольку вновь, как и годом ранее, появляется возможность купить сейчас доллар подешевле, чтобы потом продать его подороже.

Гривну связали и спрятали

Самой главной тенденцией стал, как и год назад, дефицит гривны. Тогда на фоне значительного предложения валюты (гривна нужна была всем) доллар просел с 5,05 до 4,7 грн. В этом году ситуация схожа – в течение недели, когда доллар терял позиции с уровня 8 грн до 7,5 грн, сдать американскую валюту было очень непросто: во многих обменниках ее не покупали из-за отсутствия гривны.

Вот и в настоящий момент долларов хватает, однако покупать их просто не за что. Население сейчас намеренно обезгривнено. Те, кто мог забрать депозиты, уже это сделали и сегодня скорее готовы вновь отдать свои сбережения нескольким стабильно сильным банкам – где еще в данный момент возьмешь такую доходность, которая, в принципе, может уберечь их от инфляции (20-21% годовых). У остальных либо деньги лежат в проблемных банках с временной администрацией, и вынуть их оттуда до стабилизации ситуации не получится, либо сроки их депозитов еще не закончились. Ведь в стране до сих пор действует фактический запрет на досрочный возврат депозитов, и на самом деле его вряд ли скоро отменят. Соответствующее постановление даже было разослано банкам, однако глава Нацбанка «ушел в отказ» от его подписания. В итоге, шум от вроде бы отмены этого запрета пока лишь на руку НБУ: люди будут обращаться за своими сбережениями, их не вернут, зато можно будет оценить количество желающих это сделать – то есть объем спроса на деньги. Если же мораторий отменят, многим банкам может не хватить ресурсов, чтобы рассчитаться со всеми «депозитчиками». Да и стабильность валютного курса в этом случае может тут же закончиться.

Украинцы сейчас скорее намерены избавляться от валюты, чем скупать ее. Во-первых, падение доллара обычно сопровождается паническим сбрасыванием валютных накоплений («а вдруг еще больше упадет»). Во-вторых, начинается сезон отпусков, и многие обменивают свои валютные «заначки» для покупки путевок, туров и т.д. В то же время гривна для ежедневных покупок нужна не только тем, кто потратился во время затяжных майских праздников, но и беднеющим из-за кризиса обладателям долларовых сбережений «на черный день». Зарплаты, в отличие от цен, не растут, вот и приходится проедать отложенное.

«Бюджетникам урезали все надбавки, соответственно, люди стали меньше тратить», – говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По его словам, количество наличной гривны в обращении, по сравнению с декабрем, заметно снизилось – падают доходы, сокращается экономика, в этих условиях уменьшается и спрос на деньги. Кроме того, сильно сокращены банковские программы кредитования, соответственно, денег и в торговлю, и в реальный сектор попадает все меньше.

Это чувствует на себе и промышленность. «Есть дефицит денег в любой форме – в гривне, в валюте. Не хватает оборотных средств, имеются проблемы с наличием этих ресурсов и у наших традиционных клиентов», – рассказал «Профилю» первый замгендиректора холдинговой компании «АвтоКрАЗ» Ярослав Бондаренко. В связи с тем, что было сокращено кредитование, приходится использовать и призабытые бартерные схемы, продавать неиспользуемое избыточное имущество.

В то же время наметилась еще одна тенденция: предприятия активно изымали деньги из банков. Остатки на корсчетах за апрель сократились на 2,4% – до 119,6 млрд. грн. И когда с отменой ограничений и временных администраций доступ к находящимся в банках средствам будет упрощен, многие постараются либо вывести эти деньги, либо конвертировать их. А поскольку компании накопили немалые долги и по зарплатам, и по платежам в бюджет, это сегодня является значительным фактором риска и для финансового сектора, и для страны.

«Есть дефицит гривны, как наличной, так и безналичной, главная его цель – выдержать параметры, согласованные с МВФ: денежная база может вырасти до конца года не более чем на 11%, до 207 млрд. грн (сейчас 180 млрд.)», – полагает Николай Ивченко из «Форекс-клуба». Поэтому НБУ, с одной стороны, эмитирует гривну (за последние месяцы около 15 млрд. грн), выкупая у Минфина облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ), а с другой – изымает ее с помощью депозитных сертификатов (на 23 млрд. грн). Таким образом, Нацбанк еще и подавляет (таргетирует) инфляцию, уверен аналитик. По его словам, некоторая нехватка гривны еще будет ощущаться в мае, но к середине лета эту проблему минимизируют.

«Уже целый год реальный сектор украинской экономики испытывает сильнейший дефицит финансовых ресурсов, что снижает потенциальные возможности как для модернизации действующих производств, так и для структурных отраслевых изменений», – отмечает гендиректор компании «Инэко-Инвест» Олег Морква. По его словам, практически полностью перекрыв реальному сектору экономики доступное банковское кредитование, чтобы снизить инфляцию, НБУ в последние месяцы регулярно финансирует дефицит госбюджета, ежемесячно выкупая ОВГЗ у Минфина не менее чем на миллиард гривен. «Возможность привлечь ресурсы НБУ позволяет правительству, по сути, за счет скрытой денежной эмиссии закрывать существующие текущие финансовые прорехи в госбюджете, «подогревая» ту же самую инфляцию и одновременно наращивая госдолги», – уверен эксперт.

«Дефицит гривны – это больше вопрос управления гривневой массой, чем какая-то более глобальная проблема. Конечно, сейчас денежной массы в экономике не хватает. Это как в организме, когда сужаются сосуды – ощущения человека примерно понятны. Точно так же и экономика: если визуально это не воспринимается, то на самом деле она страдает. Я считаю, что сегодня в экономику деньги нужно вливать. Лучше, конечно, целевым образом», – заявил «Профилю» председатель правления банка «Финансы и Кредит» Владимир Хлывнюк.

Лето дешевого доллара

Согласно большинству прогнозов, в ближайшие два месяца курс доллара может опуститься до уровня 7,3–7,4 грн, и лишь осенью традиционный скачок может вернуть курс до уровня 8 грн – накануне выборов, полагает г-н Ивченко, власти наверняка постараются сохранять стабильность «вечнозеленого» в Украине. Самые смелые банкиры озвучивают прогноз на ближайшие месяцы на уровне 7 грн за доллар, при том что премьер Юлия Тимошенко обозначала ориентир для курса еще ниже – 6,5 грн. Но реализм пока побеждает.

Более того, бывший замглавы НБУ Сергей Яременко считает нынешний курс «неспособностью экономики определить спрос на валюту». И прогнозирует, что при сохранении нынешней монетарной политики курс может дойти до 7 грн. «Это граница, потому что такой курс ничем не обусловлен ни экономически, ни психологически. Его цена – еще более глубокое падение производства, все, что будет еще ниже, граничит с крахом экономики», – заявил г-н Яременко.

Нацбанк занимается сжатием гривны с прошлого года. При этом экономика задыхается от нехватки кредитных ресурсов, и бизнес все сильнее притормаживает. И если реальный сектор в обозримом будущем не наполнить деньгами, он, в конце концов, перестанет давать продукцию, еще больше сократится экспорт, а значит, и приток в Украину заработанной, а не одолженной или спекулятивной валюты.

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢