Тимошенко и ее ливийские иллюзии

Точка зору

25-26 мая премьер-министр Юлия Тимошенко посетила Ливийскую Джамахирию и встретилась с ее экстравагантным лидером – Муаммаром Каддафи. Чтобы убедить его вкладывать средства в Украину, у нее были два дня и специально сшитый для встречи костюм с налетом исламских традиций. Насколько реальны восточные планы Тимошенко – газета "СЕЙЧАС" выясняла у экспертов.

Как стало известно, во время встреч украинского премьера с ее ливийским коллегой Аль-Багдади Али Аль-Махмуди и полковником Каддафи речь шла в основном о сотрудничестве в сфере энергетики. Тимошенко предложила ливийцам построить в Украине нефтеперерабатывающий завод мощностью до 10 миллионов тонн нефти в год, сеть автозаправочных станций, а также принять участие в приватизации Одесского припортового завода.

Каддафи с улыбкой выслушал предложения гостьи. Неизвестно, возникло ли у него ощущение дежавю, но то же самое он уже слышал от Виктора Ющенко во время своего ноябрьского визита в Киев. С одной лишь разницей, что тогда речь шла о постройке завода под Бродами, а теперь – под Одессой. Аналогичные предложения поступали в разное время еще и Казахстану с Азербайджаном. Однако спешить с их реализацией никто не стал.

"Прожекты" Тимошенко

Эксперты нашли тому ряд объяснений. Для начала не мешало бы разобраться с уже имеющимися шестью НПЗ, которые остаются незагруженными на полную мощность, отмечает интернет-газете "СЕЙЧАС" директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. Острой потребности строить в Украине еще один нефтеперерабатывающий завод нет, считает он.

Проблема не в количестве НПЗ, а в их загрузке нефтью, парирует коллеге вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Ростислав Ищенко. "Не так важно то, где строить завод, сколько то, по какой цене и какие объемы нефти закупать и как ее доставить", – отметил он "СЕЙЧАС".

Поскольку нефтепровода из Ливии в Украину нет, "черное золото" придется возить танкерами. Попутно возникает вопрос, достаточна ли пропускная способность Одесского терминала, чтобы качать ливийскую нефть по нашим нефтепроводам.

Строить завод в Бродах или Одессе – не принципиально, говорит эксперт. Речь идет скорее о политических амбициях украинских политиков. С экономической точки зрения строительство НПЗ в Одессе позволило бы сэкономить на прокачке нефти по территории Украины, считает Ищенко.

Если произведенный из ливийской нефти бензин будет дороже российского, то проект утрачивает смысл, рассуждает эксперт. "У меня есть подозрения, что будет так же, как с нефтью для "Одесса-Броды", которую все видели, лично щупали, нюхали и чуть ли не в сумках из Азербайджана возили, но которой до сих пор нет", – провел параллели эксперт.

Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов видит проблему еще и в отсутствии у Триполи соответствующих технологий для строительства завода.

У газового проекта Тимошенко – поставлять ливийский газ для украинских химических предприятий – шансы также минимальные, считает он. Как и в случае с нефтью, главными проблемами рентабельности такого проекта остаются стоимость и способы доставки ливийского газа в Украину. Газопровода нет, сжиженный природный газ Украина не может себе позволить из-за дороговизны. Наконец, "Нафтогаз" не выбирает всех законтрактованных объемов российского газа. Зачем покупать еще и ливийский газ – непонятно, говорит Толстов интернет-газете "СЕЙЧАС". "В свое время Тимошенко собиралась вести газопровод из Ирана. Теперь настал черед Ливии, а там и до Антарктиды рукой подать", – шутит Ищенко.

У Каддафи есть выбор

В Ливии это тоже отлично понимают. Пообещав построить на территории Украины сотни автозаправочных станций, Каддафи не спешил воплощать обещания в жизнь.

В свое время ресурсы Ливии планировал осваивать и НАК "Нафтогаз Украины". В сентябре 2004 года национальные нефтегазовые монополии двух стран даже заключили соглашение о разработке четырех нефтегазоносных блоков. К 2007-му НАК планировал ежегодно добывать до 1,5 млн. тонн ливийской нефти. Но украинская компания не продвинулась в освоении этой территории, после чего три участка были переданы другим инвесторам. Рентабельность оставшегося нуждается в дополнительном изучении, подчеркнул в Ливии министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан.

Выжидает вождь ливийской революции и в вопросах поставок украинской бронетехники, самолетов и вооружения. Тимошенко подарила гостю саблю, но военных контрактов не привезла.

Как отмечают эксперты, у Каддафи есть выбор: где и почем покупать. За перспективный ливийский рынок идет ожесточенная конкуренция между Украиной, Россией и Беларусью со схожим военным ассортиментом.

Так что единственным конкретным обещанием, озвученным ливийской стороной, стало только предложение отменить визы с Украиной. Для Триполи это определенный элемент престижа и подспорье в развитии туризма, считает Толстов.

Тимошенко согласилась подумать над предложением до конца июля, когда в Крыму состоится очередное заседание украинско-ливийской комиссии по экономическому сотрудничеству (с украинской стороны комиссию возглавит вице-премьер-министр Григорий Немыря).

Нефть в обмен на "замороженную" пшеницу

Ливийцы заинтересованы также в украинской пшенице, которая поставлялась в страну на протяжении последних полутора десятков лет. Во время визита Каддафи в Киев даже была достигнута договоренность "нефть в обмен на украинскую пшеницу". При этом Триполи хочет не только покупать зерно в Украине, но и выращивать его в рамках совместных предприятий. Но с выделением земли возникли проблемы, и проект "заморозили". Тимошенко пообещала посодействовать Ливии в решении этого вопроса и предложила построить в Украине комплекс по производству, хранению и транспортировке 4 млн. тонн зерна.

Что касается совместного производства и реализации украинских самолетов, то, учитывая, что Украина задолжала Ливии три самолета, Каддафи вряд ли будет размещать заказы у нас, уверен Ищенко.

В целом, по итогам визита Юлии Тимошенко в Триполи были подписаны четыре соглашения о сотрудничестве в военно-технической сфере, использовании атомной энергии в мирных целях, а также сфере образования и охраны секретной информации.

Дивиденды от этих заявлений получит разве что Тимошенко, говорит Толстов. В очередной раз она продемонстрирует своим избирателям, что правительство трудится не покладая рук. "Ливийцев же интересуют конкретные вещи – возможность инвестировать свои средства по всему миру. Вкладывать деньги в США они не решаются, зная, как легко американцы арестовывают арабские капиталы. В случае с Украиной есть опасения, что деньги завязнут и не принесут отдачи", – резюмирует эксперт.

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢