Обанкротится ли Украина

Точка зору

Что такое дефолт

В последнее время рекомендации на покупку государственных еврооблигаций Украины не давали, наверное, только самые ленивые аналитики.

И действительно, ценная бумага, выпущенная таким серьезным эмитентом как государство, и сулящая 48-процентную годовую доходность, очевидно, является интересным инструментом для инвестирования, если бы не одно "но" – угроза дефолта.

Термин, столь часто муссируемый журналистами, политиками и простыми гражданами, остается для многих малопонятным.

Корпоративным дефолтом называется отказ юридического лица производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам.

Не получив в срок платежи, кредиторы обращаются в суд, чтобы заставить заемщика рассчитаться, а в противном случае – объявить его банкротом.

Как правило, неспособность обслуживать и погашать взятые долги возникает вследствие объективного отсутствия свободных ликвидных средств у заемщика.

Ведь если средства для погашения долга на самом деле имеются, то исполнительная служба все равно это выявит и заставит рассчитаться с кредиторами.

Если же денег на счетах компании-должника действительно нет, то кредиторы развязывают процедуру банкротства, распродают ее активы с молотка и фактически хоронят бизнес заемщика.

А что же тогда такое дефолт государства? Это отказ правительства платить по государственным долгам – внутренним и внешним.

Согласно украинскому законодательству, к внутреннему долгу относятся займы правительства в форме облигаций и казначейских обязательств, а также займы, гарантируемые правительством.

Хотя отечественное законодательство дает четкую дефиницию лишь внутреннему государственному долгу, логика определения внешнего долга аналогична. Это задолженности казначейства перед международными финансовыми организациями и органами управления других стран, а также гособлигации внешнего займа.

Вопрос о предоставлении гарантии крупным государственным компаниям или НБУ рассматривается Верховной Радой в индивидуальном порядке.

Задержка или отказ предприятия обслуживать гарантированный долг автоматически тянет за собой государственный дефолт со всеми негативными последствиями.

Иными словами, и государственные, и гарантированные долги, согласно закону, обеспечены всем государственным имуществом.

Однако стоит понимать, что в случае государственного дефолта юридических прав у кредитора гораздо меньше, нежели при дефолте частного лица, ведь судебно-правовые действия невозможно применить к основной массе государственных активов.

Судебные тяжбы против суверена и технически, и юридически очень сложны. Практика доказывает, что международные кредиторы имеют достаточно механизмов давления на правительства стран-заемщиков, чтобы обеспечить высокую вероятность выплаты по долгам.

К таким механизмам относят утрату кредитной репутации, которая может привести к полной изоляции от международного финансового рынка и прямым санкциям, наложенным странами-кредиторами.

Последние исследования также показывают, что кроме внешнеэкономических последствий дефолты негативно влияют на реальную экономику страны-заемщика.

Наиболее серьезные последствия, как правило, наблюдаются в банковском секторе. Ведь банки держат в государственных ценных бумагах значительную часть активов, следовательно, дефолт государства может резко ухудшить показатели ликвидности финансовых учреждений и создать угрозу массового оттока вкладов.

Подобные кризисы усугубляются тем, что зачастую поддержка и рекапитализация банков осуществляется путем выпуска гособлигаций или прямых вливаний ликвидности центральными банками.

Однако во время дефолта оба инструмента перестают работать: реальная стоимость гособлигаций становится трудноопределимой, а национальная валюта – ненадежной. Возможное политическое следствие дефолта – потеря правящей силой части электората из-за ухудшения экономической ситуации.

Способы реструктуризации долга

В случае дефолта – корпоративного или государственного – дело может не дойти до банкротства, если заемщик, не уплатив вовремя по кредитам, все же убедит кредитора полюбовно пойти на определенные уступки, иными словами, реструктуризировать долг.

Реструктуризация может проводиться путем уменьшения суммы долга, изменения сроков ее выплат или уменьшения стоимости кредита. Инициируя процедуру реструктуризации задолженности, заемщик уменьшает риск судебных разбирательств  и получает время для произведения расчетов.

В свою очередь, кредиторы соглашаются на реструктуризацию, поскольку при банкротстве должника вероятность возврата денег значительно уменьшается – часть долгов чаще всего является необеспеченной, а сроки увеличиваются.

В случае государственного дефолта, мировая практика различает такие виды урегулирования вопроса: списание долга, его выкуп и конверсия.

Списание долга применяется в случае, когда иностранные обязательства превышают платежеспособность страны.

В такой ситуации государство-заемщик вынуждено отвлекать часть валового внутреннего продукта на погашение внешней задолженности, которая становится дополнительным налогом на граждан.

Выкуп долга представляет собой покупку страной своих долговых обязательств на открытом рынке со значительным дисконтом в случае, когда для этого хватает золотовалютных резервов заемщика.

Конверсия, или практически аналогичная процедура секъюритизации долга представляет собой преобразование долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты, или слишком отягощающих долговых обязательств, в новые обязательства, которые улучшают финансовое состояние заемщика или его перспективы.

Как правило, реструктуризация долга приводит к уменьшению чистой приведенной стоимости долговой нагрузки. Однако иногда к реструктуризации применяются подходы, напрямую не уменьшающие сумму долга, а лишь увеличивающие срок погашения.

В этом случае при уменьшении ставок дисконтирования чистая приведенная стоимость будущих денежных потоков, выплачиваемых заемщиком, может существенно не отличаться от номинальной суммы долга. Подобный сценарий был реализован в Украине.

В 2000 году кризис ликвидности привел к тому, что правительство оказалось неспособным рассчитаться по внешним долгам. Золотовалютных резервов не хватало на покрытие выплат. Усугубляли ситуацию экономический спад и закрытие доступа к внешним долговым рынкам.

Кредиторы Парижского клуба позволили Украине реструктуризировать свой внешний долг на 12 лет, в течение которых должно быть осуществлено 18 одинаковых по объемам полугодовых платежей, с трехлетней отсрочкой погашения основной суммы долга.

Структура государственного долга

Все ли виды государственного долга одинаково подвержены угрозе дефолта? Нет.

Во-первых, к совершенно разным группам риска относятся внутренние и внешние обязательства, ведь дефолт по долговым инструментам, номинированным в национальной валюте, явление крайне редкое, и происходящее лишь вследствие вопиющих политически ошибок.

Во-вторых, даже внешние обязательства отличаются по приоритетности обслуживания. Часть внешних займов получена от некоммерческих международных организаций и других государств.

Конечно, невыплата долга таким кредиторам чревата последствиями, но, в то же время, с крупными некоммерческими организациями государство-заемщик может легко договориться о неденежной компенсации за задержку выплат.

Как правило, реструктуризация таких долгов проходит без широкой огласки, поскольку крупный кредитор имеет достаточно инструментов, чтобы вынудить заемщика "по-хорошему" заплатить по счетам.

Выдавая кредиты развивающимся странам, некоммерческие организации, в первую очередь, стремятся оказать финансовую поддержку, а не получить процентную доходность.

Совсем другое дело – государственные еврооблигации. Прежде всего, это ценные бумаги, которые приобретаются с целью заработка.

Держателями одного выпуска еврооблигаций могут быть сразу несколько коммерческих финансовых организаций. В случае дефолта эти организации, не имея возможности напрямую влиять на государство, оказывают на него информационное давление.

Дефолты по государственным ценным бумагам неизбежно понижают кредитные рейтинги страны и подмывают общий имидж надежности, усложняя доступ на международные финансовые рынки для всех национальных компаний.

Данное предположение подтверждается статистикой рейтингового агентства S&P, согласно которой дефолты по гособлигациям происходят в четыре раза реже, чем дефолты по синдицированным и прямым кредитам.

Основываясь на данных Минфина и собственных оценках, аналитики  компании "Арт-капитал" построили структуру государственного долга и затрат на его обслуживание.

В своих расчетах они использовали прогнозный на 2009 год среднегодовой курс доллара в размере 8,9 гривны. Примечательно, что в 2009 году практически все затраты на обслуживание внешнего долга Украины приходятся на еврооблигации.

Структура государственного долга и затрат на его обслуживание, миллионов долларов

 

 

Сумма долга

Процентные выплаты

Погашение

Совокупные затраты

Государственный долг

16 831

1 224

1 237

2 461

внутренний

5 824

633

75

708

внешний долг: еврооблигации

6 144

362

1 162

1 524

внешний долг: кредиты некоммерческих организаций

4 862

229

0

229

Гарантированный долг

7 316

1 296

538

1 833

внутренний

260

879

0

879

внешний

7 057

416

538

954

Внутренний совокупный долг

6 084

1 512

75

1 587

Внешний совокупный долг

18 063

1 007

1 700

2 707

Структура государственного долга и затрат на его обслуживание, миллионов гривен

 

Сумма долга

Процентные выплаты

Погашение

Совокупные затраты

Государственный долг

129 596

10 891

11 010

21 900

внутренний

44 847

5 630

667

6 298

внешний долг: еврооблигации

47 315

3 221

10 342

13 565

внешний долг: кредиты некоммерческих организаций

37 434

2 038

0

 2 038

Гарантированный долг

56 337

11 532

4 786

16 318

внутренний

2 001

7 826

0

7 826

внешний

54 336

3 705

4 786

8 491

Внутренний совокупный долг

46 848

13 457

667

14 124

Внешний совокупный долг

139 085

8 966

15 128

24 094

Факторы риска

Согласно данным МВФ, с 1941 по 2004 год в мире случилось 135 дефолтов по государственным займам. Завидное постоянство, с которым страны оказываются неспособными рассчитаться по долгам, привлекло внимание многих ученых и практиков к проблеме поиска индикаторов, способных предсказать государственные дефолты.

Исследования, посвященные данной тематике, можно условно разделить на три класса: построение теоретических моделей, поиск опережающих индикаторов дефолта, изучение прогнозной способности кредитных рейтингов и спрэдов.

Эти исследования подчеркивают широкое разнообразие факторов, которые могут спровоцировать дефолт государства.

С одной стороны, страны могут просто не захотеть расплачиваться по долгам с целью оптимизации ресурсов во времени.

С другой – суверен может быть неспособным заплатить, если он столкнулся с проблемой несостоятельности или недостаточной ликвидности. Несостоятельными считаются государства, у которых сумма приведенных будущих профицитов бюджетов меньше текущей государственной задолженности.

Во втором случае в качестве индикаторов, сигнализирующих о будущих проблемах, можно использовать макроэкономические показатели. Способность государства расплатиться по долгам зависит от суммы долга и потенциала государства, измеряемого размером ВВП, чистого экспорта и профицитом бюджета.

В докладе МВФ, подготовленным Paolo Manasse, Nouriel Roubini и Axel Schimmelpfennig, анализируется 50 различных показателей, изменения которых могут сигнализировать о приближающемся государственном дефолте.

Авторы доклада отобрали девять показателей, которых достаточно для достоверной оценки вероятности дефолта. Они характеризуют страну с точки зрения макроэкономического состояния и его устойчивости, учитывая политическую составляющую.

Индикаторы государственного кредитного кризиса

Текущий год

Все

Некризисный

Некризисный

Кризисный

Кризисный

Украина

Следующий год

Все

Некризисный

Кризисный

Кризисный

Некризисный

2008

2009

Общий внешний долг/ВВП, %

45,5

37,0

54,7

71,4

63,7

63,1

120,0

Краткосрочный внешний долг/валютные резервы

1,7

1,2

2,9

2,9

2,2

0,7

1,2

Государственный внешний долг/доходы бюджета

1,7

1,3

1,9

3,0

2,3

0,4

1,2

Соотношение суммы сальдо платежного баланса и краткосрочного долга к валютным резервам

1,6

1,3

3,0

2,4

1,4

0,8

1,0

Процентная ставка по казначейским векселям США

6,4

6,3

7,8

6,9

6,3

4,2

3

Индекс инфляции

54,6

17,5

241,1

169,6

84,9

22,3

16,6

Прирост реального ВВП

4,1

4,8

1,8

2,1

2,2

2,1

-6,5

Вариативность курса национальной валюты

57,8

56,4

45,6

39,9

159,9

24,0

24,0

Количество лет до президентских выборов

5,0

6,5

3,2

2,2

2,4

1,0

0,0

Оценка: ИФК "Арт-капитал"

Индикаторы, представленные в таблице, наглядно демонстрируют, что из всех приведенных факторов Украина имеет критические значения лишь по двум: общий внешний долг/ВВП и прирост реального ВВП.

Всего авторы доклада проанализировали 1 276 наблюдений по различным странам за 1990-2004 годы. В итоге эмпирическая вероятность государственного дефолта оказалась равной 20,5%.

Это значит, что в каждом году любая страна с вероятностью приблизительно 20% может не рассчитаться по своим обязательствам.

Рисковый вклад отдельных факторов

Фактор риска         

Граничный эффект

Значение фактора

Рисковый вклад, %

Общий внешний долг/ВВП

0,002

120,0

24,0

Год с президентскими выборами

0,103

1,0

10,3

Соотношение суммы сальдо платежного баланса и краткосрочного долга к валютным резервам

0,050

1,0

5,2

Прирост реального ВВП

-0,004

-6,5

2,6

Процентная ставка по казначейским векселям США

0,006

3,6

2,1

Краткосрочный внешний долг/валютные резервы

0,008

1,2

0,9

Структура внешнего долга

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢
 

2006, 12 мес.

2007, 12 мес.

2008, 6 мес.

2008, 12 мес.

2009, 3 мес.*

Доля в валовом внешнем долге, %

2009, 6 мес.*

2009, 9 мес.*

2009, 12 мес.*

Доля в валовом внешнем долге, %

Государство

12 894

14 673

14 873

14 590

14 590

13,3

14 590

13 428

13 428

10,9

НБУ

880

462

290

4 725

9 200

8,4

12 700

16 200

16 200

13,1

Банки

14 089

30 971

38 453

39 424

40 607

36,9

41 825

43 080

44 372

35,9

Краткосрочные

6 465

11 744

12 814

9 330

11 848

10,8

12 203

12 569

12 947

10,5

Долгосрочные

7 624

19 227

25 639

30 094

28 759

26,1

29 622

30 510

31 425

25,4

Другие сектора

24 706

33 026

40 186

40 248

41 455

37,7

42 699

43 980

45 299

36,7

Краткосрочные

8 747

10 297

14 787

12 653

14 630

13,3

15 069

15 521

15 987

12,9

Долгосрочные

15 959

22 729

25 399

27 595

26 825

24,4

27 630

28 459

29 313

23,7

Прямые инвестиции

1 943

3 079

3 727

4 229

4 229

3,8

4 356

4 487

4 229

3,4

Валовой внешний долг

54 512

82 211

97 529

103 216

110 081

100,0

116 170

121 174

123 528

100,0

Валовой краткосрочный долг

15 212

22 041

27 601

21 983

26 478

24,1

27 272

28 091

28 933

23,4

Валовой долгосрочный долг

39 300

60 170

69 928