Рада пробует обуздать правительство

Точка зору

Основное количество из них сводится к укрощению активной регуляторной деятельности правительства и подконтрольных ему органов исполнительной власти.

Вчера депутаты приняли в первом чтении законопроект №4581 (авторы — бютовцы Наталия Королевская и Николай Томенко, регионалы Михаил Чечетов и Борис Колесников, члены НУНС Ксения Ляпина и Владислав Каськив), которым вводится частичный мораторий до 1 января 2011 г. на проведение проверок субъектов малого бизнеса государственной власти и местной власти. Исключение для проверок составляют:

1. Проверки субъектов с высокой степенью рисков.

2. Внеплановые выездные проверки налоговой (с исключениями).

3. Плановые и внеплановые проверки Пенсионным фондом (ПФ) предпринимателей с высокой и средней степенью риска.

4. Проверки органами защиты прав потребителя по жалобам.

Бонусы лишь для политиков

Неудивительно, что данный законопроект зарегистрирован тремя ведущими фракциями (Ирина Акимова (ПР) и Ксения Ляпина зарегистрировали до этого также свои законопроекты о моратории на проверки малого и среднего бизнеса), поскольку его принятие дает нерейтинговые баллы политическим силам, практически никак не влияя на наполнение бюджета.

Впрочем, глава Ассоциации налогоплательщиков Львовской области Теодор Дякив уверен, что данный законопроект не сможет обезопасить бизнес от давления контролирующих органов. «То, что ГНАУ, ПФ, санэпидемстанция и другие проверяющие органы вредят бизнесу, регулярно снимая крупные взятки, депутаты знали и до кризиса. Я уверен, что законопроект примут, но чем жестче будут условия моратория, тем легче этот закон отменят после выборов. Более того, ни один правительственный чиновник не сможет дать гарантий, что проверки прекратятся. А предприниматели не побегут судиться с налоговой, опасаясь проверок, предусмотренных исключениями в законе. Предпринимателя легче загнать в угол, чем привлечь к ответственности чиновника»,— заявил «і» господин Дякив.

Депутаты в частных беседах соглашаются с тем, что поводом для отмены закона о моратории может стать любой прецедент — даже искусственно созданный. Парламентарии вспоминают о том, что запрет на игорный бизнес был введен после точечного инцидента — пожара в зале игровых автоматов в Днепропетровске.

Пока же законопроект Ксении Ляпиной (№3668) о введении полного моратория на проверки предпринимателей спикер Рады Владимир Литвин в повестку дня включать не собирается. «Спикер говорит, что этот вопрос не поднимается на согласительном совете. Но будет хорошо, если мы примем хотя бы №4581, он устранит коллизию, появившуюся после принятия Кабмином своего постановления о моратории на проверки»,— сказала «і» госпожа Ляпина. Депутат подчеркнула, что сегодня необходимо также принять закон о моратории на повышение налогов: «Необходимо оградить бизнес от фискального давления и прессинга контролирующих органов. Учитывая, какие нормативно-правовые акты принимает Кабмин, необходимо законодательно закрепить те нормы, которые сейчас передергивает правительство. В том числе это касается отчислений в ПФ, что уже загоняет малый бизнес массово в тень».

Положительным в данном законопроекте является и мораторий на повышение размера арендной ставки по договорам с Фондом госимущества, а также продление всех договоров аренды, заключенных до принятия закона, еще на пять лет. Но мораторий на повышение арендной ставки не коснется коммунального имущества, поскольку законопроектом предлагается рекомендовать органам местного самоуправления повышать ставки аренды.

Спор об упрощенной системе

После нескольких серьезных ударов, нанесенных Кабмином по малому и среднему бизнесу, а также по предпринимателям, работающим по упрощенной системе налогообложения, попытки депутатов исправить ситуацию кажутся смешными, поскольку не решают основной проблемы. Юлия Новикова и Ирина Акимова (обе — Партия регионов) зарегистрировали законопроект об особенностях использования упрощенной системы, которым предлагаются некоторые запреты до выхода Украины из кризиса (по законопроекту окончание кризиса определяется решением Рады). Документ регламентирует запрет на:

1. Увеличение ставок единого налога.

2. Ограничение круга упрощенцев.

3. Введение местными советами других налогов и сборов для упрощенцев.

4. Изменение механизма уплаты единого налога.

Парламентарии предлагают на время кризиса не распространять на упрощенцев норму об уплате пенсионных взносов за членов своих семей, задействованных в ведении бизнеса. По сути, законопроектом запрещается нарушать законодательные нормы, поскольку изменения в указ президента могут вноситься лишь указами президента, следовательно, ни Кабмин, ни Рада, ни органы местного самоуправления не могут увеличивать ставки единого налога, ограничивать круг субъектов, обязывать платить другие налоги, изменять структуру единого налога.

Остается спорной попытка депутатов освободить упрощенцев от уплаты взносов в ПФ за членов семьи. Напомним, что Кабмин своим постановлением №366 от 14 апреля (вступил в силу 1 мая) обязал всех физлиц-упрощенцев уплачивать пенсионные взносы за членов своих семей, помогающих в предпринимательской деятельности. Но в постановлении отсутствует одна фраза из нормы закона: «Члены семьи, которые не состоят в трудовых отношениях, но вместе с ним осуществляют предпринимательскую деятельность и получают часть дохода от осуществления этой деятельности». Реального механизма, который бы позволил определить, получает ли член семьи часть дохода за помощь в ведении бизнеса, не существует, как и механизма определения помощи в ведении бизнеса (за исключением патентов).

Впрочем, оппозиционные депутаты именно путем таких законопроектов пытаются ограничить давление правительства на малый и средний бизнес. «Мы понимаем, что любой закон можно принять и тут же отменить. Но нашей целью было поставить барьеры для ручного управления упрощенной системой, в том числе барьеры для увеличения ставок единого налога. Закон имеет большую силу, чем постановления Кабмина»,— сказала «і» Ирина Акимова. Она подчеркнула, что несмотря на обилие антикризисных законопроектов, малый бизнес в них не нуждается: «Если бы правительство не использовало бизнес для закрытия бюджетных дыр, то ничего принимать в парламенте не надо было бы. А сейчас все попытки сводятся к тому, чтобы создать для Кабмина барьеры в его ручном управлении».

Опрошенные «і» депутаты сошлись во мнении, что сейчас нельзя принимать закон об упрощенной системе, поскольку в Раде не существует единого мнения по этому закону, а его рассмотрение может предоставить возможность проправительственным силам усилить давление на малый бизнес.

Подогревает ситуацию и законопроект народного депутата от ПР Михаила Папиева, экс-министра труда и соцполитики, который предлагает увеличить размер прожиточного минимума почти на 30%, а также, соответственно, увеличить и минимальную зарплату. Учитывая проблемы госбюджета, принятие такого законопроекта вынудит правительство и местные органы власти снова идти на непопулярные шаги по наполнению бюджетов. Такого же мнения придерживается и глава профильного комитета Василий Хара (ПР). «Прожиточный минимум утверждается лишь через Кабмин. И увеличение социальных гарантий приведет к огромным дырам бюджета. У оппозиции на этот закон не хватит голосов, а коалиция против себя не пойдет»,— резюмировал регионал.

Хроника депутатского творчества

14 апреля с.г. Кабмин принял постановление №366 об уплате пенсионных взносов физлицами, работающими на упрощенке, за членов своих семей, задействованных в предпринимательской деятельности. Больше всего данное постановление коснется рыночных торговцев, которые ведут свою деятельность через патент, в который зачастую вписаны члены семьи. Но основной целью этого постановления является обязать всех физлиц в обязательном порядке уплачивать пенсионные взносы за себя, хотя закон предусматривает добровольное право физлица платить минимальный взнос для начисления трудового стажа. После вступления в силу 1 мая с.г. постановления ежемесячный взнос в ПФ от физлиц-упрощенцев должен вырасти более чем в 2,5-25 раз.

21 мая на своем расширенном заседании Кабмин принял постановление и распоряжение о введении моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса до 31 декабря 2010 г. (за исключением субъектов хозяйствования с высокой степенью риска и налоговых проверок). Также постановлением ограничено проведение внеплановых проверок (за исключением обращений о нарушении), а на устранение нарушения субъекту хозяйствования предоставлено 30 суток, после чего контролирующие органы могут применять санкции. Учитывая, что Кабмин не имеет полномочий постановлениями отменять или изменять нормы закона, упомянутое постановление без закрепления его норм на законодательном уровне может привести к отрицательным последствиям, в частности — тенизации малого бизнеса.

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢