Чехия и Словакия нужны для «Одесса — Броды»

Точка зору

В конце июня в Брюсселе будет представлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, частью которого является запуск нефтепровода Одесса — Броды в режиме аверса для поставок каспийской нефти.

Если соседние с нами Чехия и Словакия поддержат проект, его шансы на реализацию существенно возрастут.

В Минтопэнерго считают перспективным официальное присоединение к проекту «Одесса — Броды» новых стран-участниц — Чехии и Словакии. «Расширение сотрудничества с европейскими странами, которые являются потенциальными потребителями каспийской нефти, поставляемой по Одесса — Броды, позволит более эффективно реализовывать планы по аверсной эксплуатации этого маршрута»,— сказал «i» замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиев. Он не уточнил, что на официальном уровне вопрос о расширении участников «Одесса — Броды» еще не рассматривался.

Сейчас участниками этого проекта являются Украина, Польша, Литва, Азербайджан и Грузия. Президент Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко приглашали к участию Беларусь. ТЭО проекта также показало перспективность «Одесса — Броды» для Чехии и Словакии, которые заинтересованы в диверсификации поставок легкой нефти на свои НПЗ в целях снижения зависимости от российского сырья.

Однако постоянная политическая борьба в Украине может помешать реализации проекта. «Мне не раз приходилось слышать, что кредит доверия к украинской власти со стороны партнеров на Каспии практически исчерпан. Но я уверен, что еще есть возможности наладить с ними конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество»,— отмечает Бурзу Алиев. Он также обращает внимание на одно из основных конкурентных преимуществ «Одесса — Броды» — значительное сокращение маршрута нефтяного транзита. «К примеру, на чешские НПЗ ближе поставить каспийскую нефть через Украину, чем в обход по Средиземному морю, а потом через половину Европы. Также уменьшается зависимость от побочных эффектов морских перевозок — частенько танкеры с нефтью неделями простаивают в Босфорском проливе, из-за его низкой пропускной способности»,— добавил господин Алиев.

Нашей стране стоит ускорить реализацию проекта, потому что в России уже год идет работа над строительством второй очереди Балтийской трубопроводной системы. «Принимая во внимание, что в течение одного-двух лет нефтепровод «Дружба» потеряет 60 млн. т нефти в год, его ветки, которые проходят через Беларусь, Польшу, Украину и Словакию, окажутся на грани рентабельности»,— сообщил «і» президент Киевского международного энергоклуба Александр Тодийчук. Он убежден, что сохранить в эксплуатации эти ветки «Дружбы» можно только за счет нефти из трубопровода Одесса — Броды. «Если украинская власть в очередной раз проигнорирует опасность, связанную со строительством второй очереди Балтийской трубопроводной системы, то нефтепроводы и НПЗ Украины останутся без нефти. А энергетическое давление со стороны России на Украину и государства Центральной и Восточной Европы усилится во много раз»,— акцентирует господин Тодийчук.

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢