Миллионы вылетают в трубу

Точка зору

Экономические известия

Для осуществления перспективных проектов в топливно-энергетическом комплексе украинские власти и компании делают ставку на услуги зарубежных консалтинговых компаний, которые зарекомендовали себя на международном рынке. Но это не гарантирует скорой реализации амбициозных планов даже в случае положительных выводов технико-экономического обоснования (ТЭО).

Немалые государственные и частные вложения в консалтинговые услуги рискуют быть потрачены впустую из-за превалирующего в энергетике политического фактора или отсутствия поддержки со стороны инвесторов. Но это не мешает активной работе украинской стороны с западными консультантами даже в условиях финансового кризиса. Секретариат президента делает ставку на британскую компанию Mott MacDonald, которой в свое время «Укртранснефть» доверила составление ТЭО по строительству нового высокотехнологического нефтеперерабатывающего завода в Украине.

«Компания Mott MacDonald намерена способствовать привлечению инвестиций для модернизации газотранспортной системы Украины в соответствии с общим заявлением по модернизации украинской ГТС от 23 марта. Соответствующее намерение представители Mott MacDonald огласили во время встречи с уполномоченным президента по вопросам энергобезопасности Богданом Соколовским, отметив готовность к продолжению сотрудничества с Украиной в газовой сфере. Стороны также обсудили перспективы предоставления консалтинговых услуг компании на энергетическом рынке Украины, проведения маркетинговых исследований»,— говорится в сообщении пресс-службы Виктора Ющенко.

В нем также отмечается, что британские консультанты ознакомлены с позицией президента, который настаивает на том, что «украинская власть должна стать ключевым игроком на внутреннем рынке нефтепродуктов и гарантировать надежность и практическую диверсификацию поставок нефти». «В этом контексте стороны отметили целесообразность углубленного изучения экспертами Mott MacDonald экономических и технических возможностей модернизации действующих или строительства нового НПЗ в Украине, перспективы рынков сбыта нефтепродуктов, которые должны соответствовать европейским стандартам, а также содействие со стороны компании привлечению иностранных инвестиций по этим проектам»,— резюмирует пресс-служба.

О затратах, которые может повлечь сотрудничество с Mott MacDonald, в сообщении не упоминается — говорить о его дальнейших масштабах и, соответственно, финансовых расходах пока преждевременно.

При этом не добавляет оптимизма история с неоднократным привлечением западных консультантов для составления ТЭО проекта по транспортировке каспийской нефти в Европу «Одесса — Броды», реализации которого с 2002 г. мешают политические перипетии. Зато каждый раз, когда принималась инициатива об изменении каких-то технических деталей проекта, требовалось новое ТЭО, чтобы доказать потенциальным инвесторам их экономическую целесообразность. Всего на данный момент по Одесса — Броды составлены пять ТЭО. Стоимость консалтинговых услуг по каждому из них, если базироваться на официальных заявлениях чиновников,— около $2 млн. Являются ли эти затраты окончательными (почти $10 млн.) и когда они окупятся — неизвестно. Реализация проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), составной частью которого является нефтепровод Одесса — Броды, будет продолжаться, очевидно, еще не один год. Поэтому вопрос финансирования услуг по составлению ТЭО, утверждение которых предшествует подписанию окончательных договоренностей, по-прежнему актуален.

Не исключено, что не менее затратной и долгосрочной окажется и идея по привлечению инвесторов для модернизации украинской ГТС. Брюссельская декларация сразу после своего появления столкнулась с мощным противодействием не только со стороны России, но и отдельных политических сил в Украине. Кстати, планы по строительству нового НПЗ в нашей стране также пока далеки от реального осуществления, хотя прошлогодние исследования Mott MacDonald подтвердили их экономическую целесообразность.

Одесса — Броды и ЕАНТК

Идея проекта строительства ЕАНТК, составной частью которого является нефтепровод Одесса — Броды, возникла в середине 1990-х гг. Она предусматривает строительство нового транспортного коридора, который позволит поставлять каспийскую нефть в страны Западной и Центральной Европы. 12 июля 2004 г. в Варшаве создано международное трубопроводное СП «Сарматия». Его участниками стали PERN Przyjazn S.A. и ОАО «Укртранснефть», к которым впоследствии присоединились госнефтекомпании Азербайджана, Литвы и Грузии. 24 апреля 2009 г. на общем собрании акционеров «Сарматии» утверждено ТЭО проекта ЕАНТК, подготовленное консалтинговой компанией Granherne Limited совместно с компаниями Purvin&Gertz и Greengate Llc. В середине июня 2009 г. Украина передала ТЭО экспертам Еврокомиссии для изучения. Стоимость реализации ЕАНТК на базе нефтепровода Одесса — Броды, согласно последнему ТЭО,— $2-8 млрд. в зависимости от объемов и маршрута транспортировки нефти. 23 марта 2009 г. по итогам международной конференции в Брюсселе украинским правительством, Еврокомиссией и европейскими финансовыми институтами подписано совместное заявление по вопросам модернизации украинской ГТС. Стоимость соответствующих проектов может составить от $3 млрд.

Светлана Долинчук

Новини

25 Квітня 2024

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

ВСІ НОВИНИ ⇢