Несостоявшийся обед из трех блюд

Точка зору

Зеркало недели

Дорога ложка к обеду. А что делать, если у меня вилка?

При помощи подобного прибора было бы несколько затруднительно управляться с той кашей, которую намеревались вчера заварить господа депутаты. Но ментальная привычка портить друг другу обедню привела к тому, что в минувшую пятницу парламентарии в очередной раз встали из-за стола несолоно хлебавши. В работе сессии объявлен перерыв до 7 июля. Ни одно из запланированных принципиальных решений так и не было принято.

Что остается? Довольствоваться пищей для размышлений, накалывая на вилку полуфабрикаты, которым так и не было суждено стать завершенным блюдом.

На первое должны были подать отставку министров. Возмож­ные кадровые перемещения в центральном органе исполнительной власти никого не могли оставить равнодушным. В этой игре всякий имел свой интерес.

Главным интересантом, вне всякого сомнения, выступала Банковая. Виктор Андреевич со своими наперсниками практически не скрывал того, что приложит все необходимые усилия для того, чтобы превратить Кабмин в неполномочный орган. Напомним: на сегодняшний день в правительстве вакантны кресла министров обороны, иностранных дел, финансов и транспорта. В случае снятия еще пятерых членов Кабинет будет не вправе открывать свои заседания, его деятельность окажется парализованной. Некоторые президентские конфиденты считают, что в этом случае потребуется создание новой коалиции и (или) формирование нового КМ. А ежели подобного не случится в установленные Конституцией сроки, гарант получит право назначить досрочные выборы в Раду. Предположение следует назвать весьма смелым. Ибо, по мнению большинства юристов, прямая правовая связь между неполномочностью Кабинета и внеочередной парламентской кампанией отсутствует. Даже пропрезидентский министр юстиции Онищук на вопрос о последствиях неполномочности правительства ответил весьма симптоматично: если возникнут подобные обстоятельства, то Рада обязана восстановить полномочность правительства. На Банковой осознают некоторую ущербность своих планов, но в 2007-м аналогичное понимание никого не остановило.

Итак, программа-максимум — политическая смерть ВР VI созыва. Программа-минимум — политическая инвалидность Кабинета Тимошенко. Каким образом Ющен­ко и его наперсники собирались добиться задуманного? Путем отзыва министров, назначенных с подачи Виктора Андреевича. Разуме­ется, вождь планировал осуществить сие чужими руками. 15 июня на встрече с депутатами от НУ-НС (на которой присутствовала, преимущественно, пропрезидентская часть фракции) кормчий намекнул подопечным о своем плане. 19 июня на заседании совета партии «Наша Украина» было принято прогнозируемое решение — внести в повестку дня ближайшего съезда вопрос о переходе организации в оппозицию.

Сама по себе формулировка выглядит совершенно дикой: каким образом пропрезидентская партия может находиться в оппозиции, неясно. Но Ющенко, Ульян­ченко и Безсмертного подобное нимало не смущало. Главным свидетельством «оппозиционности» «НУ» должны были стать добровольные отставки министров, назначенных по квоте Виктора Андреевича и его партии.

Тимошенко о плане оппонентов была информирована и времени даром не теряла. Судя по всему, она нанесла упреждающие контрудары по двум направлениям. Во-первых, лично пообщалась с потенциальными «отказниками». Во-вторых, провела серию переговоров с теми, кто дер­жит под контролем ситуацию в парламенте. Ведь само по себе заявление министра об отставке — это только полдела, его демарш должен быть санкционирован Радой. И в первом, и во втором случае Юлия Владимировна, насколько можно судить, преуспела.

По имеющейся у нас информации, пожалуй, только трое министров («спортсмен» Павленко, «культурист» Вовкун и «оздоровитель» Князевич) обозначили готовность расстаться с креслом «по собственном желанию». Если такое желание изъявит Банковая. Так ли это — узнаем скоро. Форум «НУ» должен пройти сегодня, и соответствующий призыв почти наверняка будет на нем озвучен.

Как бы там ни было, Иван Вакарчук намерен продолжать запланированную реформу системы образования, игнорируя критику главы правительства и призывы главы государства. Алексей Куче­ренко в последнее время общий язык с Тимошенко находит легче, чем с Ющенко (к которому он просто не может попасть). Образец преданности Виктору Андреевичу — заместитель председателя правительства Иван Васюнык, который на днях позволил себе крамольное откровение, заявив, что он не является человеком президента, у них просто общие ценности. Свои взгляды Иван Васильевич, как говорят, пересмотрел после диа­лога с премьером. Утверждают, что Юлия Владимировна заверила собеседника: пока она возглавляет КМ, его вице-премьерству ничего не угрожает. Более того, якобы обсуждалась возможность законодательного закрепления за Васюныком должности вице-премьера по вопросам подготовки к европейскому футбольному первенству. До 2012 года. Независимо от смены премьеров и правительств. Вроде бы не спешит досрочно расставаться со своим портфелем и еще один формальный солдат президента, глава МЧС Владимир Шандра. Поскольку у него, как выяснилось, другой командир. Источники, близкие к Ти­мошенко, утверждают, что Шандра даже не чихнет без команды Бало­ги. А Балога команды чихать ему не давал. И не даст, поскольку его связывает договоренность с Юлией Владимировной. После ухода Виктора Ивановича из СП многие старые обиды умерли. И родились новые перспективы. В частности, Тимошенко готова, по мере сил, частично удовлетворить кадровые аппетиты команды Балоги в обмен на нейтралитет депутатов «Единого центра».

Надо думать, договорилась Ти­мошенко и с еще одним держателем «миноритарного» парламентского пакета — Игорем Коломойс­ким. Руководитель правительства вправе рассчитывать на поддержку подконтрольной олигарху части НУ-НС. Ну, а миллиардер, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что его ставленники Владимир Каретко и Олег На­ливайко при поддержке Тимошенко возглавят, соответственно, Антимо­нопольный комитет и Гостелерадио.

Тимошенко договаривается со всеми. Один политик пошутил, что Ю.В. готова пообещать каждому депутату «собственного» заместителя министра (ждать, кстати, осталось недолго) лишь бы продлить жизнь этого правительства и существование этой коалиции.

Развал коалиции (и без того вир­туальной) — второй пункт плана Банковой, давно уже ставшего сек­ретом Полишинеля. Выход из пар­ламентского большинства членов «Нашей Украины» обсуждался и 15-го на встрече Ющенко с депутатами, и 19-го на заседании руководства «НУ». В успех предприятия сами инициаторы не сильно верят. «Мы в партии понимаем, что многие их членов «Нашей Украины», скорее, сдадут партийный билет, чем выйдут из большинства», — откровенно признавался депутат Владимир Вьязивский. Но шанс есть, и за этот шанс Банковая готова побороться. Достаточно добиться того, чтобы 37 членов НУ-НС из 72 заявили о нежелании находиться в коалиции с БЮТ и Блоком Литвина, и досрочные парламентские выборы практически неизбежны.

Но кому они нужны? Часть депутатов от НУ-НС готова подыграть Банковой и ускорить смерть коалиции. А ради чего? Мест в проходной части блока Ющенко им никто не гарантирует. Тем более никто не может гарантировать, что этот блок вообще преодолеет 3% барьер. Разумеется, во внеочеред­ной кампании не заинтересованы ни БЮТ, ни Блок Литвина, ни фор­мально оппозиционные коммунисты. Каждая из этих сил готова приложить усилия для того, что досрочные выборы не стали явью.

Остаются регионалы. Они в принципе не против. Они даже, скорее, за. Но не сейчас. В ПР убеждены в победе Януковича. После долгожданной виктории Виктор Федорович вознамерился совершить то, на что не хватило духу у его тезки в 2005-м, — отменить политреформу и спровоцировать внеочередной забег в Раду. После победы своего ставленника в президентской кампании, Партия Регионов наверняка получит в кампании парламентской больше, чем сегодня. В будущем году Янукович и его команда рассчитывают получить все. Так к чему торопиться?

Если у Ющенко сложится, и условия для проведения досрочных президентских выборов возникнут, ПР на них, ясное дело, пойдут. И «Нашу Украину» в Раду будущего созыва втащат, если понадобится. Но помогать Ющенко сейчас они не станут. Ни к чему.

Кстати, один высокопоставленный «дон» в частной беседе сознался: регионалы, в самом деле, планируют вскорости заполучить большинство в Раде. Но рассчитывают обойтись без выборов. В ПР убеждены, что после победы Януковича регионалы будут контролировать во фракции БЮТ минимум 79 депутатов. И тогда Блок Юлии Тимошенко, на законных основаниях, станет партнером Партии регионов. Даже если лидер блока будет категорически против. Если не сложится — регионалы займутся организацией досрочных выборов. Но едва ли они пройдут раньше осени будущего года.

Победу Януковича «донцы» считают неминуемой. Помешать его триумфу может только самоуверенность. Либо самоуверенность Виктора Федоровича, либо самоуверенность Арсения Петровича. Вождь ПР — политический лентяй, и чрезмерное сибаритство может в который раз сыграть с ним злую шутку. Особенно если «сменный фронтовик» Яценюк начнет с ним бодаться по-взрослому. Вопреки воле спонсора.

Знакомый политик точно подметил: «Арсений проводит мажорную, пластилиновую, виртуальную кампанию. Так можно быстро повысить личную популярность, но так невозможно выиграть выборы». Не исключено, что баловень судьбы думает иначе. Говорят, он всерьез поверил в то, что может стать президентом. Если Яценюк начнет сражаться за электорат Януковича, он может похоронить обоих. Подобное развитие событий маловероятно, но только при таком раскладе (считают некоторые влиятельные лица) возможна победа Тимошенко. От нее самой уже мало что зависит.

Неуспех Тимошенко почти наверняка приведет к развалу БЮТ, под завязку набитого конформистами и приспособленцами. О неумении Тимошенко подбирать кадры говорит хотя бы тот факт, что едва ли не наибольшие проблемы в правительстве у нее возникали со «своими» министрами — Пинзеником, Винским и Филипчуком. А чего стоит история с еще одним «ценным приобретением» Лозинс­ким? Степень его вины точно не установлена, но в его полную невиновность уже не верит никто.

Как бы парадоксально это ни прозвучало, но едва ли не единственный реальный шанс для Тимо­шенко сохранить структуры, влияние и политическую перспективу — отказаться от участия в президентских выборах. Избрать иную линию поведения, обозначить иные цели, под которые подобрать другие средства и других исполнителей, пересмотреть тактику и переосмыслить стратегию. Но это невозможно. Юлия Владимровна откажется от участия в гонке не раньше, чем Виктор Андреевич добровольно уйдет с Банковой.

Тимошенко, как обычно, рассчитывает на харизму, трудолюбие и везение. И неутомимо плетет интриги. Ищет точки соприкосновения с Балогой. Инициирует «временное прекращение огня» в конфликте с Ющенко. Не теряет надежды договориться с «Регионами». В частности, близкий к ПР Федор Ярошенко может стать новым министром финансов. Кроме того, команды Януковича и Тимошенко взялись за написание совместного проекта изменений к закону о выборах президента.

Презентовать его должны были вчера. Но и этого блюда нас лишили. Принципиальным противоречием, по нашей информации, стала процедура обжалования итогов выборов. ПР за ограничение влияния Верховного суда (синдром 2004-го?). БЮТ, напротив, считает, что пересмотр возможен только в ВС, причем рассматриваться он должен всеми палатами…

Как будут развиваться события на политической кухне? Трудно сказать, слишком уж много кухарок претендуют на роль шеф-повара. Очевидно и то, что политики основательно «наелись» друг другом. «Обеденный перерыв» в работе Рады должен пойти на пользу. Может, аппетит нагуляют?

Сергей Рахманин

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢