НКК гонят с Украины

Точка зору

Национальная контейнерная компания (НКК) рискует потерять свой бизнес на Украине. Из-за конфликта с украинским Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) местная «дочка» российской компании — «Укртрансконтейнер» — потеряла право работы в этом порту. Контейнерный терминал, которым управляли россияне, стоит уже пять дней. «Укртрансконтейнер» не намерен дарить порту терминал, в который инвестировано 56 млн долл., и собирается продолжить судебные тяжбы с ИМТП.

НКК — крупнейший в России оператор контейнерных терминалов. 50% компании принадлежит транспортной группе FESCO, еще 50% — компании First Quantum Ports. Активы НКК включают в себя Первый контейнерный терминал (порт Санкт-Петербург), контейнерный терминал в порту Новороссийска, терминал в порту Ильичевска, наземный контейнерный терминал в Шушарах, Балтийский контейнерный терминал в Усть-Луге.

Сотрудничество ИМТП и НКК началось в 2005 году, когда стороны заключили договор о совместной деятельности, по которому украинская сторона передавала россиянам четыре причала и перегрузочное оборудование, оцененное тогда в 17,6 млн долл. НКК, в свою очередь, обязалась вложить в развитие порта 495 млн долл. (соответствующая инвестпрограмма была разбита на четыре этапа). В 2007 году НКК завершила первый этап модернизации мощностей терминала, вложив в него 56 млн долл. По договору четверть прибыли получает порт, а остальное — «Укртрансконтейнер» (УТК, «дочка» НКК).

Для дальнейшей реализации инвестпрограммы УТК в 2008 году россияне должны были получить в пользование еще два причала порта, и именно тогда начался конфликт. Руководство порта отказалось передавать эти причалы, мотивируя это тем, что в 2005 году УТК заключил договор якобы на слишком невыгодных для порта условиях, и теперь руководство ИМТП считает нужным пересмотреть эти условия в сторону увеличения доли порта в прибыли компании. Бывших руководителей ИМТП их преемники обвиняли в коррумпированности и лоббировании интересов НКК, а саму российскую компанию — в попытке провести рейдерский захват. В итоге стороны пошли выяснять отношения в суде.

В результате 26 июня решением Одесского апелляционного хозяйственного суда договор о совместной деятельности был расторгнут, с тех пор причалы УТК простаивают. Сегодня НКК готовится отстаивать свои права в суде более высокой инстанции, собираясь не только вернуть причалы, но истребовать убытки, которые несет из-за простоя мощностей. «Мы рассматриваем действия руководства порта как попытку неправомерного вытеснения УТК. Когда мы построили самый современный контейнерный терминал на Украине, руководство ИМТП замахнулось на его отчуждение в свою пользу, желая реализовать собственные корыстные планы, в том числе с использованием «серых» схем транзита грузов», — пояснила позицию НКК ее президент Алена Ашуркова.

Эксперты называют происходящее серьезным ударом не только по карману НКК, но и по ее репутации. Надежда Малышева из «Портньюс» считает украинские порты весьма привлекательными для грузоотправителей из-за более низкой стоимости услуг. По независимым оценкам, НКК ежедневно теряет примерно 120 тыс. долл. выручки из-за вынужденного простоя. По мнению партнера адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Антона Костенко, если в договоре не прописано иное, то порту вряд ли удастся получить улучшенные причалы просто так, даже если суд признает правомерным расторжение договора о совместной деятельности. «Это можно будет назвать необоснованным обогащением, так что порту придется оплатить эти улучшения. Кроме того, в случае выигрыша НКК может истребовать компенсацию упущенной выгоды за время простоя. А вот доказать убытки от ухода грузоотправителей скорее всего будет невозможно», — говорит эксперт.

Екатерина Годлевская

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢