Порты помогут металлургам

Точка зору

Правительство продолжает идти на уступки экспортерам в условиях кризиса. До конца недели может быть принято решение о снижении ставок портовых сборов с доведением их до уровня 2008 г. (-40-50%). В портах уверяют, что такой шаг приведет к убыточности половины государственных гаваней, ведь в условиях падения транзита и импорта основную долю прибыли транспортников формируют экспортные отрасли.

Согласно распоряжению Юлии Тимошенко, к заседанию правительства 8 июля Министерство транспорта должно подготовить документы с обоснованием существующих тарифов на перевалку и обслуживание грузов в портах. Впрочем, еще до начала расследования премьер выразила предположение о том, что портовые тарифы не всегда обоснованы.

Поднять вопрос о ставках портовых сборов правительство вынудили представители сразу двух ключевых экспортных отраслей — зернотрейдеры и металлурги. Поводом для недовольства первых стало повышение в конце июня ставок на хранение зерна частными элеваторами на 30-40%. «Мы обратились в Антимонопольный комитет, чтобы он сделал анализ, на каком основании это было сделано»,— заявил председатель Всеукраинского союза сельхозпредприятий Юрий Карасик. Время для таких сюрпризов, полагают зерновики, выбрано очень неудачно — в начале сезона уборки нового урожая. Впрочем, повлиять на эту ситуацию Кабмин может лишь путем переговоров с владельцами элеваторов или давлением на них, считают эксперты. «За выполнение операции выгрузка-погрузка-хранение зернотрейдер должен заплатить $30-32 за 1 т продукции. При этом лишь $4,5-5, то есть около 15%, получит государственный порт»,— объясняет Юрий Васьков, заместитель начальника Одесского порта. Таким образом, основную часть тарифа формирует стивидор, владеющий мощностями для перевалки и хранения зерна.

Настоятельно требуют преференций в портах для себя и металлурги. В начале года идти на компромиссы с правительством они готовы были лишь за льготные условия перевозки своих грузов по железной дороге. Теперь же «делиться сверхприбылями», по их собственному выражению, хотят заставить и порты. «В то время, когда металлурги испытывали трудности, ставки портовых сборов только росли. Сейчас мы не требуем никаких скидок, однако хотим, чтобы было нивелировано хотя бы прошлогоднее повышение»,— отмечает начальник пресс-центра ММК им. Ильича Сергей Магера. Напомним, последний раз ставки портовых сборов Кабмин (по инициативе Минтранса и согласованию всех уполномоченных ведомств) повышал ставки портовых сборов в сентябре прошлого года. Тогда на 58% был увеличен лоцманский сбор за проводку судов и примерно на 40% выросли ставки на грузовые работы. Ранее снижение тарифов сдерживал экс-министр транспорта Иосиф Винский. Теперь же, очевидно, лоббисты скидок попытаются воспользоваться сложившейся ситуацией обезглавленного министерства и переломить ситуацию в свою пользу. При этом рычагом давления для них сможет послужить вопрос с продлением антикризисного меморандума с Кабмином, который пока подвешен в воздухе (срок его действия продлен до 1 октября). Напомним, помимо преференций для себя, металлурги в нем подписывались и под некоторыми обязательствами — в частности, не продавать металл внутри страны дороже, чем за ее пределами. 

Екатерина Гребеник

Новини

19 Квітня 2024

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

ВСІ НОВИНИ ⇢