Портовые сборы оказались на дне

Точка зору

Большая часть портовых сборов в Украине занижена и оснований для еще большего их уменьшения, на чем настаивали зернотрейдеры, нет, заявили вчера в Минтрансе. До конца месяца министерство намерено подать соответствующие предложения Кабмину, но уже сейчас в портах подсчитали, что их услуги на 12-20% ниже, чем в Румынии и России. Затраты трейдеров велики из-за высоких тарифов на перегрузку товаров в железнодорожные вагоны, утверждают эксперты.

"Некоторые портовые сборы действительно необходимо пересмотреть. Например, канальный сбор в Николаевском морском торговом порту является неоправданно высоким",– заявил вчера заместитель министра транспорта и связи Михаил Чубай. Но большая часть тарифов, по его словам, напротив, занижена. Так, проверка в портах показала, что стоимость перегрузки зерна в государственных портах в 7 раз меньше, чем в частных погрузочно-разгрузочных терминалах,– $2,8 против $18-20/т. Поэтому, по мнению чиновника, претензии нужно предъявлять, скорее, частным компаниям, чью работу должен анализировать Антимонопольный комитет. Проект пересмотра тарифов министерство планирует разработать и предложить на рассмотрение Кабмина до конца июля.

Вопрос о снижении тарифов в портах возник после заявления премьер-министра Юлии Тимошенко о необходимости проверить обоснованность их повышения для экспортеров зерна. "Если подтвердится, что сборы были увеличены на 70% (о чем заявляли зернотрейдеры.–Ъ), увольняйте всех, кто к этому причастен",– сказала она (см. Ъ от 2 июля). Напомним, портовые сборы были повышены в августе 2008 года на 58% по решению Кабинета министров.

Большая часть портовых сборов в Украине ниже, чем, к примеру, в России или Румынии, утверждает начальник Ильичевского морского торгового порта Геннадий Скворцов. По его словам, 80% сборов в Ильичевске, Одессе и Южном на 12-15% ниже, чем в румынской Констанце, и на 14-20%, чем в Новороссийске. "Мы проанализировали свои портовые сборы и пришли к выводу, что стоит снизить лишь одну позицию – сборы за обработку пассажирских судов. По остальным позициям мы полностью конкурентны",– соглашается начальник Одесского морского торгового порта Николай Павлюк. Директор CoalImpex (осуществляет экспортно-импортные операции с углем) Василий Кононов утверждает, что если на перевалку тонны угля в украинских портах уходит $7-8, то в Констанце приходится платить $10-12, а в Новороссийске – $15.

Сам по себе портовый сбор – лишь малая часть затрат трейдеров, отмечает руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. "Портам, если они хотят оптимизировать тарифы, стоит работать прежде всего над сокращением затрат по подаче вагонов, которые составляют значительную долю в тарифе и действительно завышены",– говорит эксперт. По данным члена комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Виталия Коржа, сегодня доля услуг "Укрзализныци" в тарифе порта достигает 22%. "За рубежом, как правило, этот показатель не превышает 5%",– говорит он.

Олег Гавриш

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢