Сергей Тигипко: Систему надо сломать

Точка зору

Почему сегодня, спустя 18 лет после обретения государственной независимости, Украина остается одной из самых бедных стран Европы? Почему мировой кризис ударил по нашей стране гораздо больнее, чем по соседям — как на западе, так и на востоке? И что надо сделать для преодоления кризиса, подъема национальной экономики и благосостояния простых людей?

СЕРГЕЙ ТИГИПКО утверждает, что знает ответы на вопросы и готов решать проблемы. В середине июня он ушел в отставку с должностей председателя правления Сведбанка, советника премьер-министра, сопредседателя Совета инвесторов при Кабинете Министров и объявил о намерении бороться за пост президента Украины на выборах 17 января 2010 года. О своих мотивах, целях и задачах Сергей Тигипко рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Сергей Леонидович, ваши шансы на победу в президентской кампании социологи считают очень маленькими.

А спросите-ка у этих социологов, как народ относится к Верховной Раде? И они ответят: от 90 до 98 процентов украинских граждан не доверяют парламенту. А теперь следующий вопрос: кто несет главную ответственность за это? Конечно же, лидеры крупнейших фракций — Юлия Тимошенко и Виктор Янукович — и спикеры парламента — Арсений Яценюк и Владимир Литвин.
Дальше. Подавляющее большинство населения дает неудовлетворительную оценку деятельности правительства, которое возглавляет опять же Юлия Тимошенко. Президент Виктор Ющенко тоже не вызывает доверия. Разве это не абсурд: люди, которые потерпели полное фиаско на своих участках политической работы, сегодня становятся главными претендентами на пост главы государства. Думаю, долго обманывать избирателей им не удастся, тем более что дела в стране ухудшаются.

Но речь идет об их личных рейтингах…

Речь идет о манипуляции общественным сознанием. Стране нужны новые лидеры — ответственные, компетентные, умеющие договариваться между собой и умерять свои личные амбиции. Только такие люди способны остановить экономический упадок и обеспечить развитие. Необходимо сломать нынешнюю систему, я бы назвал ее системой воспроизводства некомпетентности, и дать согражданам настоящую возможность выбора. И если уж мы ссылаемся на соцопросы, вот еще один факт: более 50% населения Украины не хотят голосовать ни за кого из нынешних руководителей государства и политических лидеров. Вот вам и ответ на вопрос о шансах.

Вы намерены требовать расширения президентских полномочий. Однако уверены ли вы, что вас поймут избиратели? Ведь сейчас в моде совсем другая тема — передать всю власть парламенту.

Эту тему внедрили в массы как раз те политики, усилиями которых парламентская власть в Украине полностью дискредитирована. Хочу напомнить, что договор о конституционной реформе был подписан во время «оранжевой революции» и стал неким компромиссом. Мне уже тогда было ясно, к чему все это приведет. Так и вышло: сегодня мы имеем паралич государственной власти и постоянный политический кризис, тотальную коррупцию, падение экономики и обнищание миллионов людей. Страна потеряла пять лет. Если так пойдет дальше, Украина утратит всякие перспективы на будущее.

Между тем парламентарии продолжают вести себя крайне безответственно, они блокируют трибуну, не дают укомплектовать правительство. И такому парламенту предлагается передать всю полноту власти? Я — против.

Ни один парламент не согласится с ограничением своих полномочий…

Вы знаете, в истории такие случаи были. В конце пятидесятых годов прошлого века ситуация во Франции очень напоминала нашу сегодняшнюю — разброд, упадок. Опальный на тот момент генерал Шарль де Голль обратился прямо к народу. Он сказал, что проблемы Франции непосильны для режима партий и парламентская власть приведет ее к катастрофе. Де Голль выразил готовность взять на себя «все полномочия Республики». И он, несмотря на сопротивление парламента, сумел провести новую конституцию, которая дала президенту самые широкие полномочия. Так родилась Пятая республика. И кстати, наша украинская Конституция очень многие коренные пункты позаимствовала именно из деголлевской конституции. А политическая реформа 2004 года ее очень ослабила.

Значит, вы намерены обращаться прямо к народу?

Думаю, сами президентские выборы многое прояснят. Если победит кандидат, который четко заявляет о готовности взять на себя широкие полномочия и большую ответственность, это будет означать, что и его идея сильной президентской власти поддержана избирателем. А парламент должен будет прислушаться к президенту и народу, который, как сказано в Конституции, является носителем верховной власти в стране.

Вы можете сформулировать свои основные предвыборные обещания? У вас есть программа?

Все должно быть подчинено цели подъема экономики. Будет подъем — будут рабочие места, будут средства на помощь малоимущим, на образование, медицину, армию и так далее. Все рецепты необходимых реформ известны. Нужны только две вещи: сильная политическая воля и эффективный государственный аппарат. А программу мы опубликуем, когда начнется предвыборная кампания.

Вы понимаете, как надо реформировать экономику Украины?

Как многие страны, которые считались аутсайдерами, выходили из этих ситуаций? Появлялся сильный лидер — и появлялась стратегия. Но необходимо, чтобы этот сильный лидер имел такие волевые качества, которые позволяли бы ему эту стратегию внедрять и контролировать. Мой принцип прост: можешь что угодно говорить, но результат положи на бочку.

Все обещают победить коррупцию, но ни у кого это не получается. А вы знаете, как с ней справиться?

Я считаю, что президент образца 2010 года должен иметь больше полномочий и больше влияния на силовые министерства и ведомства. В первую очередь — на прокуратуру и СБУ. Да, все говорят о коррупции, только не слышно, чтобы какие-то уголовные дела по этим статьям были доведены до суда и приговора. Сажать надо! Вор должен сидеть в тюрьме. А пока он не сидит в тюрьме, грош цена всем нашим заклинаниям о борьбе с коррупцией. И мы делаем вывод — наши правоохранительные органы неэффективны. Они находятся под давлением политиков. А значит, и там надо многое менять. Туда, где не справляется генерал-полковник, должны приходить полковники, и перед ними нужно ставить совершенно конкретные задачи.
Но главное — это создать условия, при которых коррупция будет невозможна.

И что это за условия?

Во-первых, нужно снять огромное количество лишних запретов и ограничений, особенно для малого бизнеса. Это само по себе ликвидирует тысячи возможностей получения взяток чиновниками. Во-вторых, деятельность всех органов управления — от правительства до местных советов и администраций — должна быть прозрачной. Без должного общественного контроля мы не сможем добиться результатов в борьбе с коррупцией. Давно назрела коренная реформа судебной системы. И нужны четкие и недвусмысленные законы, не позволяющие чиновнику трактовать их так, как ему выгодно. Именно созданием законов, правил нашей жизни и должен заниматься парламент. Но народные депутаты предпочитают заниматься политическими склоками и дележом сфер влияния.

Какова ваша позиция в отношении НАТО, Евросоюза?

Во-первых, нас там не очень-то и ждут — это позиция Франции, Германии, Италии и т.д. В ближайшие 10–15 лет нам там ничего не светит. А наши политики позволяют себе слишком много эмоций и романтики. Особенно сегодня, учитывая бедственное положение нашей экономики, мы должны быть реалистами и прагматиками.

Надо научиться грамотно лоббировать и отстаивать свои интересы, добиваться улучшения условий сотрудничества и с Европой, и с Россией, и с другими странами, защищать свои рынки и поддерживать своих производителей.

Вы будете требовать для русского языка статуса второго государственного?

Я не стал бы делать акцент на так называемых проблемных гуманитарных вопросах: русский язык, отношение к Голодомору, разные трактовки украинской истории и так далее. Большинство из них надуманы или сильно преувеличены, они вбрасываются в общество политиками, которые пытаются переключить внимание общества с реальных проблем на виртуальные. Реальных проблем у нас две — слабое государство и слабая экономика. Решим их — и все остальные будут решены.

Судя по всему, ваши соперники уже собрали значительные финансовые ресурсы на проведение кампании. А вам хватит денег?

Деньги — вопрос вторичный. Сначала нужно четко сформулировать свою идеологию. Победит тот, кто соберет больше идейных союзников, а не тот, кто потратит больше денег на всяческие технологии и рекламные трюки. Главное — убедить людей. Нам нужен лидер, которому люди смогут поверить.

На чем основывается ваша уверенность в успехе?

Первое: я имею богатый и всесторонний профессиональный опыт. До сих пор мне всегда удавалось собирать команду высококлассных специалистов, нацеленных на общий результат. Знаю макроуровень экономики — ведь я был и председателем Национального банка, и вице-премьером правительства Украины, и министром экономики. Занимался конкретным бизнесом, то есть познал экономику изнутри. Такого разнообразного опыта и знаний у других кандидатов просто нет. В моей политической карьере была достаточная пауза, чтобы все обдумать и взвесить. Я чувствую себя состоявшимся и уверенным человеком, полностью готовым к решению самых сложных задач.

Андрей Ивано

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢