"Нафтогаз" – игрушка в руках политиков

Точка зору

Без украинского газового монополиста в Европе не было бы российского газа – с ним, правда, тоже он есть не всегда, пишет австрийская Die Presse. Портрет колосса, который объединяет, а подчас разделяет континенты, – в материале Эдуарда Штайнера.

После перебоев с поступлением российского газа в ЕС, случившихся повторно в январе текущего года, Европа стала все сильнее сомневаться в надежности украинского "Нафтогаза" как компании, обеспечивающей транзит. Тогда "Газпрому" удалось повесить на украинский концерн по крайней мере половину вины – и с того момента российский монополист и Европа постоянно бьют тревогу: мол, "Нафтогаз" представляет угрозу бесперебойным поставкам.

"Проблема в том, что каждый хочет решить свои проблемы за счет других", – защищается зампредседателя правления украинского концерна Игорь Диденко, добавляя, что "Нафтогаз" оказался между молотом и наковальней.

По мнению Михаила Гончара, бывшего менеджера концерна, а ныне эксперта исследовательского центра "Номос", политические и экономические турбулентности нигде так явно не проявляются, как в газовом бизнесе. На долю "Нафтогаза" с его 170 тыс. сотрудников приходится одна седьмая украинского ВВП и, помимо собственной добычи, концерн отвечает за всю сеть трубопроводов.

Но, прежде всего, пишет Эдуард Штайнер, будучи государственным концерном, "Нафтогаз" вынужден удовлетворять интересы нескольких сторон. Во-первых, это отечественные потребители, которые сегодня обеспечиваются газом по ценам ниже закупочных. Кроме того, это окончательно рассорившееся руководство страны, сражающееся за сферы влияния в концерне и избегающее в преддверии президентских выборов такой непопулярной меры, как повышение цен на газ, – что обходится "Нафтогазу" в 6,9 млрд евро долгов по кредитам.

В-третьих, продолжает издание, это Россия, которая хочет поставлять свой газ в Европу, одновременно используя его как средство политического давления. И наконец, это Европа, которая получает 80% газа из России через Украину.

Договор, подписанный украинским премьером Тимошенко в Москве и ознаменовавший окончание январского газового конфликта, вызвал недовольство президента Ющенко. Согласно достигнутым соглашениям, цена на газ для Украины поднимается до европейского уровня, кроме того, "Нафтогаз" должен был закупить минимально оговоренный объем газа. "Газпром", со своей стороны, напротив, не гарантирует объемов для транзита, на которых украинский концерн мог бы заработать, а, кроме того, он платит за транзит скромные по сравнению с европейскими тарифами 1,70 долларов за 1 тыс. кубометров и 100 км. Президент Ющенко назвал договор унизительным; он подозревает, что за ним стоит тайный сговор его бывшей соратницы Тимошенко с Москвой.

К неудовольствию "Газпрома", говорится далее в статье, "Нафтогаз" несколько месяцев откладывал покупку газа для газохранилищ, чтобы дождаться снижения цен 1 июля.

"Нам нужен кредит в размере 4,2 млрд долларов", – утверждает Диденко. Платить должен ЕС, уверен "Газпром". ЕС пока не говорит окончательного "нет", однако называет сумму кредита преувеличенной. Кроме того, Европа требует прозрачности концерна, который обвиняют в коррумпированности и теневых налоговых схемах, добавляет автор статьи.

Эдуард Штайнер

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢