Аналитический обзор: Почему цена на бензин А-95 в августе выросла до 7,50 грн за литр

Точка зору

Достигнув дна в $35 за баррель в начале года, цены на нефть плавно поползли вверх, а начиная с апреля, перешли в решительное наступление. В начале июня была взята высота в $70 за баррель. Откатившись впоследствии ниже $60 за баррель, в начале августа семидесятидолларовый рубеж снова был взят, притом с существенным запасом — $74,5 за баррель.

В отличие от предыдущего скачка, августовский состоялся при отягощающих обстоятельствах — совпал с очередным этапом девальвации гривни. Учитывая на 90% состоящий из импорта топливный баланс Украины, этот фактор придал мощный импульс ценам. Выросла не только закупочная (оптовая) цена, увеличилась и налоговая составляющая, ведь акциз на нефтепродукты, облагаемый НДС, номинирован в евро (110 евро за тонну на бензины и 35 евро/тонна для дизельного топлива с серой 0,2%).

В комплексе это привело к росту розничных цен до уровня 7,50 грн. за литр на бензин А-95 и свыше 6 грн. — на дизтопливо. Расчеты показывают, что при долларе на межбанке 8,3 грн. и стабилизации цен на нефть на уровне $70/баррель у розничных цен еще есть резерв для роста в размере 20-30 коп. за литр.

В духе времени выглядит и структура розничных цен на основные марки топлива — бензин А-95 и дизтопливо. Средняя маржа в гривне по этим двум маркам в июле-августе текущего года осталась на уровне аналогичного периода прошлого года — 300 грн. за тонну (около 24 коп./литр) без НДС. Это означает, что валютный эквивалент снизился пропорционально девальвации национальной валюты, во многом напоминая ситуацию с зарплатами, зафиксированными в большинстве компаний в гривне.

В условиях падения продаж на 20-25% и возрастающего давления по валютным кредитам это означает серьезное ухудшение самочувствия данного бизнеса. О критической ситуации в потреблении свидетельствует тот факт, что двукратное снижение за год цен на дизельное топливо (в долларовом эквиваленте) не помогло избежать 25%-ного падения потребления ДТ в промышленном секторе — ключевом потребителе нефтепродуктов в Украине. В то же время спрос на высокооктановый бензин, обеспечиваемый в основном частным транспортом, по итогам первого полугодия текущего года демонстрирует даже некоторый рост, указывая на большую платежеспособность данной категории покупателей по сравнению с промышленностью.

Высокие цены одинаково нежелательны как для потребителя, так и для автозаправочного бизнеса. Для нефтетрейдеров работа на высоких «ценовых этажах» отягощена потребностью в больших объемах оборотных средств, как правило, привлекаемых в виде кредитов, ставки по которым на сегодня крайне высоки.

Новая волна роста цен может дополнительно усугубить ситуацию. Дороговизна топлива неизбежно приведет к спаду потребления, тогда как высокие обороты при небольшой марже являются залогом успешности автозаправочного бизнеса. Между тем, попытки увеличить маржу не будут иметь успеха, так как в условиях высоких цен и существования серьезной конкуренции потребитель будет вынужден отдавать предпочтение более низким ценам, закрывая глаза на качество продукции.

Сергей Куюн

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢