Валютная неизбежность

Точка зору

Не хотелось бы расстраивать, но курс 8,5 грн за доллар – явно не последний рубеж этой осени. Целый букет причин толкает курс вверх, и прогнозная цифра 9 выглядит более оптимистично, чем 10 грн за вечнозеленый. Говорят, это наша плата за хаос в стране. Только почему мы за него еще и платить должны?!

Подорожание валюты на закате лета уже стало плохой традицией. Удивлять она почти перестала, только немного рябит в глазах от быстро меняющихся цифр на обменных пунктах. Набрав разгон во второй половине июля, курс взмыл вверх – за месяц и доллар, и евро подорожали на 60–80 копеек. Власти и Нацбанк в поисках виновного традиционно кивали друг на друга и дружно подчеркивали, что экономических предпосылок для столь резкого подорожания валюты нет. Судя по всему, курс действительно рос на ожиданиях и всяких косвенных признаках. Наверное, просто ожидания оказались слишком уж пессимистичными.

Главная причина последнего скачка обменного курса мощные девальвационные ожидания среди игроков рынка, уверен Алексей Блинов, экономист компании Astrum Investment Management. Большинство как непосредственно играющих на рынке банков, так и украинских предприятий закладывали на осень ослабление гривны, и практически никто не ожидал, что гривна будет стоить дороже 8 грн за доллар. Именно на этих ожиданиях доллар и начал свое новое восхождение вверх в июле. Они были подкреплены простыми и в то же время железными аргументами: осенью резко нарастет спрос на иностранную валюту с точки зрения выполнения украинскими частными и государственными компаниями внешних обязательств, что не преминет сказаться на спросе на иностранную валюту. «Таким образом, заработала модель самореализующихся ожиданий: участники рынка стали закупать валюту впрок, чтобы не прозевать девальвацию. А последовавший рост спроса на иностранную валюту сделал свое дело: котировки гривны стали уверенно проседать», отметил господин Блинов.

Дестабилизаторы

Вряд ли кто-то пребывал в плену иллюзии, что валюта будет сохранять стабильность до конца года. Слишком мало было сделано властями для улучшения ситуации в экономике. И слишком много факторов говорили о грядущем повышении – вопрос был только в сроках.

Обратим внимание на основных дестабилизаторов валютного рынка, чтобы оценить их вклад в нынешнее подорожание. Итак, население (то есть мы с вами), которое, как полагают банкиры, внесло едва ли не главную лепту в скачок курса.

О том, что к осени доллар подорожает, не догадывались разве что воспитанники детских садов. В отличие от большинства их родителей. Понимая, что осенью доллар (или евро), скорее всего, будут стоить дороже, население старалось конвертировать свою свободную гривневую наличность. Азарта добавил и возврат рекапитализированными банками замороженных вкладов: их старались либо перекладывать в валюте (на всякий случай на короткие сроки), либо прятали эту валюту в матрацы. Деньги с обычных депозитов, срок которых заканчивался, уходили тем же путем: по некоторым данным, в банки возвращается лишь около 40% вкладов, остальное уходит в наличность (и, как правило, в валюте). А поскольку многие наши сограждане уже стали сами для себя валютными аналитиками, информация, например, о напряженных расчетах за газ (естественно, в долларах) или о грядущих выплатах по кредитам позволяла делать соответствующие выводы. Так зачем же ждать, пока грянет гром, лучше уже прикупить баксы и еврики, так сказать, не отходя далеко от кассы. В результате спрос на наличную валюту со стороны населения в июле составил $2,5 млрд., тогда как месяцем ранее – лишь $1,7 млрд., отмечает Николай Ивченко, руководитель информационно-аналитического центра Forex Club.

Однако весь объем купли-продажи валюты на наличном рынке составляет лишь 25–30% от объемов рынка межбанковского. Так что население, частные предприниматели, кредитчики и валютчики попросту недотягивают до банкиров по возможностям и силе влияния на курс. А у банков хватает и своих кредитов, которые нужно возвращать. В августе-сентябре семь украинских банков должны погасить более $600 млн. И чем раньше они купили валюту, тем дешевле обойдется им обслуживание долгов.

Также многие банки оказались заложниками нормативов НБУ по валютной позиции – регулятор заявил, что даже не будет рассматривать заявки «нарушителей» на покупку валюты. Это усилило и без того высокий спрос на валюту на межбанке.

Масла в огонь подлил и «Нафтогаз»: несмотря на договоренности покупать валюту для расчетов за российский газ напрямую у Нацбанка, ее активно закупали уполномоченные банки для своего нефтегазового клиента. И если августовскую выплату удалось провести более-менее спокойно, то с учетом активной закачки газа на зиму сентябрьские счета оплатить будет труднее. Вечно Украине с этим газом не везет – даже если цена невысока, картину портит подорожавший доллар.

Ну а, видя восходящий тренд, поставщики валюты в страну – экспортеры – стараются придержать свою выручку, чтобы затем реализовать заработанную СКВ подороже. Импортеры же, напротив, ожидая роста деловой активности осенью, старались запастись валютой заранее и как можно дешевле. Учитывая, что негативное сальдо внешней торговли у нас растет (импорт на 2,4 млрд. превышает экспорт), валюты в страну приходит меньше, чем уходит. Так что вся надежда на «источник в последней инстанции» – МВФ и других кредиторов.

Также к дестабилизаторам, по мнению банкиров, следует отнести и комментаторов, которые озвучивают самые разные прогнозы будущего курса, вплоть до 10–12 грн/$. Мол, народ слушает и начинает паниковать. Так, например, после появления информации о закладываемом в проект бюджета-2009 курса на уровне 8,5 грн/$ соответствующую цифру тут же отработал и обменный курс. Можно долго спорить на тему нужно оглашать такие прогнозные индикаторы или нет. Но этот показатель рано или поздно все равно был бы озвучен. Да и предпринимателям нужно как-то планировать свою деятельность на будущий год. И если бы ситуация была более здоровой, эта цифра никак не повлияла бы на текущий курс.

Еще громче прозвучали заявления министра внутренних дел и премьера о злоупотреблениях в ряде банков. О каком доверии к финансовой системе может идти речь в таких условиях? А ведь избирательная кампания только начинается, и мы наверняка еще услышим немало громких заявлений…

Сыграли на паузе

Перекладывать ответственность можно сколько угодно – ситуацию это уже не изменит. А вот продуманных и решительных шагов явно маловато. Так Нацбанк обвинил во всем спекулянтов и заявил, что не будет тратить свои золотовалютные резервы, чтобы удовлетворять ажиотажно перегретый спрос на валюту. И после июльского увеличения интервенций на 62% (за месяц регулятор реализовал $1,121 млрд., но доллар все равно подорожал на 32 копейки) в августе НБУ с долларами на межбанке был очень нечастым гостем.

Нацбанку необходимо выполнить сразу несколько разнонаправленных задач, этим и объясняется его слишком осторожное поведение. Прежде всего играют роль договоренности с МВФ, который возражал против активной поддержки курса гривны со стороны НБУ. Сам курс договорено было привести к экономически обоснованному, да еще и сократить нелогичный разрыв между курсами межбанка, наличного рынка и официальным нацбанковским. В итоге последний достиг небывалых доселе высот – по итогам вторника, НБУ установил официальный курс на уровне 7,9633 грн/$. За всю историю гривны самым высоким значением было 7,8788 – в декабре прошлого года.

Рост курса при минимальном вмешательстве регулятора, по мнению участников рынка, может быть и очередным экспериментом – на сколько может просесть курс, если максимально экономить резервы. Кроме того, это курсовое пике дает возможность Кабмину подороже конвертировать кредиты МВФ в гривну.

К тому же регулятору постоянно добавляют новые задания, связанные с печатанием свежих денег: то рекапитализация банков, то пополнение уставного фонда «Нафтогаза», то проект завершения недостроев. А последней каплей стало преодоление вето на закон о девяти с лишним миллиардах гривен, которые планируется истратить на подготовку к Евро-2012. Их собираются извлечь из доходов Нацбанка, у которого для этого инструментов не так много – эмиссия (вероятно, для выкупа гособлигаций), доходы от рефинансирования (кредитования) комбанков или от валютных операций.

В то же время НБУ следует помнить об обеспечении валютой «Нафтогаза» (хотя бы в критические моменты), компаний и банков, которым нужно рассчитаться по внешним кредитам, и о других вещах. А самое главное, при всем этом нужно выдержать нормативы по золотовалютным резервам, согласованные с Международным валютным фондом: в сентябре они не должны быть менее $16,6 млрд. (в конце прошлой недели было около $27 млрд.). Правда, из-за разницы в курсах, по которым исчисляются эти резервы, есть предположение, что в августе денег на интервенции у Нацбанка осталось не так уж много – порядка $400 млн.

Тем не менее, НБУ все же решил выйти с масштабной продажей валюты 25-го и 27 августа, сообщив банкам, что готов продавать валюту по курсу 8,00 грн/$ и покупать по 7,89 грн/$. «Поскольку дестабилизация состояния валютного рынка происходит через наличный рынок, НБУ принял решение об осуществлении целевых валютных интервенций по продаже безналичной иностранной валюты за гривны для обеспечения валютообменных операций», – сообщили представители Нацбанка. И при этом выдвинули ряд условий: валютный безнал должен быть обменян на наличку и продан населению в течение пяти дней через кассы банков и сеть собственных пунктов обмена иностранных валют (кроме пунктов обмена, работающих на основании агентских договоров). При этом НБУ еще и ограничил курс продажи такой валюты – «наценка» не может превышать 2%. Таким образом, продавать эти «успокоительные» доллары банки должны будут по курсу не выше 8,16 грн/$. И не более чем на 8 тыс. грн. в руки за один операционный день.

Даст ли эта мера эффект, станет понятно уже в начале следующей недели. Главное, чтобы валюта попала к максимальному числу банков, а не строго ограниченному, как предыдущие интервенции. Кстати, с 1 сентября вводится еще одно глобальное ограничение, которое может положительно повлиять на курсообразование: разница между курсом покупки и продажи СКВ не должна превышать 2%.

Туманная осень

Никаких предпосылок для колебания национальной валюты не существует. Сегодня все экономические показатели в стране говорят, что гривна должна укрепляться. А то, что происходит в Нацбанке – собственно национальная валюта слабеет, – нельзя объяснить никакими экономическими и кризисными аргументами. Просто наверху продолжают зарабатывать десятки миллиардов гривен. Узнаете слог? Конечно, это заявила премьер-министр. Кроме того, она считает справедливым курс на уровне не 8 грн./$, и даже не 7, а 6–6,5 гривны за один «вечнозелененький».

«Чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке, Нацбанку нужно увеличить объемы интервенций до $1,6–1,7 млрд., иначе к концу года курс доллара может достигнуть уровня 9,5 грн, а курс продажи евро будет находиться на уровне 13,50 грн. НБУ, скорее всего, не пойдет на такое существенное увеличение объемов интервенций (это порядка 42–45%). Вероятно, со стороны Нацбанка они вырастут только на 25–30%, и параллельно продолжится плавное обесценивание курса национальной валюты, что позволит несколько сэкономить резервы НБУ», считает Николай Ивченко из Forex Club.

«Мы ожидаем, что в сентябре ноябре текущего года девальвационное давление на гривну продолжится. Вполне возможно, что на осенних пиках доллар будет достигать цены в 10 гривен», убежден Алексей Блинов из компании Astrum.

Как видим, отката курса эксперты не прогнозируют, в лучшем случае, доллар и евро будут дорожать более плавно. Такие прогнозы можно и не озвучивать, и получится, что не столько заработать, сколько меньше потерять смогут лишь те, кто будет иметь доступ к экспертной информации. С точки зрения государства, наверное, это выгодно – меньше резервов нужно тратить для удовлетворения спроса на валюту. Но правильно ли это?

В середине августа замглавы Нацбанка Александр Савченко заявил, что снижение курса гривны вызвано не рыночными предпосылками, а «политической, социальной и психологической нестабильностью в украинском обществе». «Текущий курс – это и есть плата населения, простого украинца за тот хаос, который мы имеем в нашей стране», – отметил он. Кажется, мы в очередной раз сильно переплачиваем, а кто-то, более посвященный, на этом еще и зарабатывает.

Юрий Сколоздра

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢