Укрмаш впал в кому

Публікації

Итоги работы ведущих предприятий украинского машиностроения в январе-июле вынуждают сравнить его с пациентом, находящимся в реанимации. Так, в июле объемы производства готовой продукции по отрасли уменьшились до 47,1%, а в целом за 7 мес. – до 47,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Все это никак не увязывается с бодрыми заявлениями премьера о начале выхода промышленности из кризиса.

Глубокий спад затронул все без исключения подотрасли. К примеру, взять ситуацию в сельхозмаше. За январь-июль его предприятия изготовили 432 трактора, что составляет лишь 10% от объема за тот же период 2008 года. Причем в июле производство сократилось на 2% по сравнению с предыдущим месяцем. В отсутствие заказов простаивают крупнейшие участники рынка: Херсонский машзавод, кировоградская «Красная звезда», Харьковский тракторный завод. Последний, кстати, по итогам I полугодия показал увеличение чистого убытка в 1,72 раза, до 154,97 млн грн. На более мелких предприятиях типа «Уманьсельмаш» аналогичная ситуация. Хотя, казалось бы, ничего не мешает правительству в 2009 году 6,5 млрд грн. из стабилизационного фонда потратить не на выдачу актов собственности на приусадебные участки (эксперты утверждают, что на самом деле для этого необходимо примерно 450 млн грн.), а направить эти средства на льготное кредитование под покупку отечественной сельхозтехники. Впрочем, это явно не даст желаемую реакцию массового электората, а она накануне президентских выборов для главы правительства гораздо важнее, чем спасение того же сельхозмаша.

Это относится и к производству бытовой техники. За 7 мес. выпуск стиральных машин в Украине сократился на 31,5%, до 96700 шт. Ведущий производитель, донецкий «Норд», в январе-июле был вынужден уменьшить производство холодильников на 34,1%, до 101 тыс. шт. Не помогла и введенная 13% дополнительная надбавка к пошлине на импорт холодильников. Поскольку развитые страны преодолевают негативные тенденции в экономике не только путем тарифной защиты национального производителя, но еще и стимулируя внутренний спрос – через разворачивание потребительского кредитования. Таким путем пошли, в частности, Франция и Германия, которые уже объявили о выходе из рецессии. У нас же антикризисные программы, по сути, носят чисто декларативный характер. Иначе как объяснить, что широко разрекламированная антикризисная господдержка дает столь провальные результаты?

Особенно тревожно выглядит ситуация в тяжелом машиностроении. Так, в январе-июле выпуск металлообрабатывающих станков уменьшился на 60,8%, до 62 шт., деревообрабатывающих на 66,4%, до 484 шт. К примеру, тот же Мелитопольский станкостроительный завод им.23 октября за 6 мес. вдвое снизил производство, получив чистый убыток 295 тыс. грн. против чистой прибыли, полученной годом ранее. Ухудшились финансовые показатели и «Запорожкрана», ведущего украинского предприятия в области краностроения. Поскольку выпуск передвижных кранов в январе-июле сократился на 64,3%, до 81 шт.

Не лучше обстоят дела и у отечественных вагоностроителей. Так, Крюковский завод по итогам I полугодия сократил производство на 2876 вагонов, что составило 77% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Столь масштабное падение на предприятии связывают с отсутствием рыночного спроса на продукцию вагоностроения. В частности, осложняющим фактором для КВСЗ стало сокращение заказов «Укрзализныци» на пассажирские вагоны. Эксперты прогнозируют, что по итогам текущего года объемы производства на «Азовмаше» при оптимистическом сценарии сократятся на 20-25%, на Стахановском вагоностроительном заводе – на 40-45%, а на «Днепровагонмаше» и «Лугансктепловозе» и вовсе произойдет тройное сокращение производства.

От полной остановки предприятия транспортного машиностроения спасают лишь зарубежные заказчики. Так, «Азовмашу», несмотря на трудности, удается наращивать производство железнодорожных цистерн. СВСЗ поставил 100 платформ для Латвийских железных дорог, а также приступил к реализации контракта на 300 минераловозов для российского «Еврохима».

В свою очередь, КВСЗ получил российский заказ на 1000 вагонов-зерновозов и поставил 200 спецвагонов в Латвию. Подобные достижения есть и у предприятий энергомаша. В частности, харьковский «Турбоатом» в I полугодии увеличил чистую прибыль с 28,76 млн грн. до 51,04 млн грн. Это объясняется наличием у предприятия портфеля долгосрочных заказов от зарубежных компаний, сформированного в 2007-2008 гг.

Однако последний пример скорее является исключением, лишь подтверждающим общее правило. И заключается оно в том, что спасение утопающих в период кризиса продолжает оставаться предметом непосредственной заботы самих утопающих – вопреки победным реляциям премьера. А ведь машиностроение генерирует развитие остальных отраслей экономики, в том числе транспорта, сельского хозяйства и металлургии. Поскольку оно, помимо прочего, является еще и крупным потребителем металлопродукции. И это не говоря уже о производстве продукции с высокой добавленной стоимостью и количестве рабочих мест в смежных отраслях.

Игорь Воронцов

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢