Цементная промышленность: надежда на дороги

Публікації

Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".

Определенный оптимизм есть и от введения антидемпинговых пошлин на импорт цемента из Беларуси, России и Молдовы. Об этом шла речь на VIII международной конференции UKRCEMFOR, которая состоялась в Киеве 28-29 мая.

Импорт на замок

Цементная отрасль в Украине представлена 4 основными игроками. Это объединение "Ивано-Франковскцемент" с производственными мощностями 3,6 млн т в год, CRH Group, включающая ПАО "Подольский цемент" (Хмельницкая обл.), ЧАО "Николаевцемент" (Львовская обл.), ООО "Цемент" (г.Одесса), Dyckerhoff cement Ukraine с заводами "ЮГцемент" и "Волыньцемент" суммарной мощностью свыше 2 млн т, и Heidelberg cement Ukraine с заводами в Кривом Роге, Каменском (оба – Днепропетровская обл.) Амвросиевке (Донецкая обл.).

В целом по итогам 2018 г.: предприятия отрасли заплатили более 1,2 млрд грн. налогов, инвестировали в свое развитие свыше 1,7 млрд грн., обеспечивают 4936 рабочих мест – при этом средняя зарплата на 25-30% выше, чем в целом по региону присутствия.

В 2018 г. работали 5 из 7 установок по производству клинкера сухим способом и 5 из 17 установок по производству мокрым способом – итого 10 из 24. Прирост производства клинкера составил 4,3%, до 7,428 млн т. При этом выпуск готовой продукции – цемента, сократился на 4,5%, до 8,926 млн т. По словам исполнительного директора ассоциации Романа Скильского, это связано с некоторым снижением спроса на цемент и логистическими проблемами. Из 53 цементных мельниц в производстве в 2018 г. были задействованы 43.

Экспорт цемента вырос на 78,9%, до 478 тыс. т, импорт – на 6,8%, до 483 тыс. т. Несмотря на такой практически паритет, представители ассоциации "Укрцемент" приветствовали решение Межведомственной комиссии по международной торговле о введении на 5 лет антидемпинговых пошлин на импорт цемента из Беларуси, РФ и Молдовы.

При этом интересно, что Беларусь была не только крупнейшим поставщиком цемента в Украину – 58,6% за 2018 г., но и сама является значимым зарубежным рынком сбыта. Туда в 2018 г. пошло 27,5% всего украинского цемента, отгруженного на экспорт. Тогда как на поставки из РФ пришлось лишь 3,4% от всего ввезенного цемента.

Тем не менее МКМТ решением от 22 мая установила ввозные пошлины на уровне 57,03% для цемента из Беларуси, 114,95% – из РФ и 94,46% – из Молдовы, на которую приходилось 38,2% импорта за 2018 г. Подобные заградительные меры все чаще используются в международной торговле. Например, ранее Армения и Азербайджан ввели антидемпинговые пошлины на цемент из Ирана и Турции.

Загадка от "Укрзализныци"

На железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" приходится 65% всех перевозок продукции предприятий, входящих в "Укрцемент". По данным ассоциации, в 2018 г. они сократились с 5,88 млн до 5,605 млн т – за счет внутреннего сообщения, где объем упал с 5,61 млн до 5,127 млн т.

Тогда как экспортные перевозки возросли с 270 тыс. до 478 тыс. т – но не смогли компенсировать потери на внутреннем сообщении. Р.Скильский напомнил о "новациях" "Укрзализныци", введенных в 2018 г. Это выделение ставки оплаты за использование собственных вагонов "УЗ", повышение стоимости вагонной составляющей в тарифе за счет введения коэффициента порожнего пробега и коэффициента, увеличивающего стоимость использования вагона на дополнительные сутки в грузовом рейсе и на одни сутки в порожнем рейсе.

Как результат – суточная плата за использование вагонов "УЗ" для предприятий цементной промышленности возросла на 32-67%. Соответственно, возросла себестоимость украинского цемента, и это, безусловно, сказалось на объемах его производства и перевозки, ухудшив конкурентоспособность по сравнению с зарубежными аналогами.

Тем не менее заместитель генерального директора "УЗ" по экономике и финансам Андрей Рязанцев в своем выступлении на конференции говорил почему-то об увеличении перевозок цемента и снижении доходной ставки. Более того, он заверил присутствующих, что несмотря на указанные "новации", "Укрзализныця" работает с отраслью себе в убыток: рентабельность по перевозкам цемента составляет 3,8% со знаком "минус".

Как такое вообще возможно, топ-менеджер "УЗ" не пояснил. Но при этом подчеркнул, что если провести сближение классов грузов в 2019 г., т.е. раньше, чем запланировано – то железнодорожники получат дополнительный финансовый ресурс и направят его на закупку новых локомотивов. Аплодисментов такая "новация" не вызвала – поскольку руководство "УЗ" и ранее всегда обещало направлять на инвестиции деньги от повышения своих тарифов.

Дорожный драйвер

Строительная отрасль традиционно является основным потребителем цементной промышленности. При этом жилищное строительство в Украине по итогам I кв. сократилось на 8,2% в годовом сравнении (в денежном эквиваленте). Тогда как строительство инженерных сооружений, к которому относится и строительство дорог, – выросло на 45,2%.

Строительство коммерческой недвижимости также показало рост на 33%, однако в этом сегменте довольно широко применяются стальные конструкции. Поэтому производителям цемента приходится рассчитывать именно на развитие инфраструктуры. Наиболее перспективно в этом отношении выглядят цементобетонные дороги – как более долговечные. Хотя, безусловно, и более затратные на этапе строительства.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян в своем выступлении на конференции UKRCEMFOR заверил, что такие дороги в Украине начнут масштабно строить уже в этом году. Самое главное – для этого появилось финансирование в виде Дорожного фонда, подчеркнул он. Поэтому уже в 2018 г. в Украине построено 4 тыс. км новых дорог. "И с этого года начнут строить дороги из украинского бетона", – заявил он.

Правда, министр экономического развития и торговли Степан Кубив уточнил, что масштабное строительство цементобетонных дорог требует принятия нового закона о концессии. В свою очередь, Р.Скильский отметил, что участники рынка ждут начала строительства цементобетонной дороги на участке Днепр – Решетиловка, Ивано-Франковск – Львов, Одесса – Николаев.

В комментарии МинПрому Р.Скильский уточнил, что при условии развития строительства цементных дорог в Украине предприятия отрасли могли бы выйти на уровень проектной загрузки мощностей в течение 5 лет – это 13,5 млн т в год.

По итогам текущего года при благоприятном сценарии исполнительный директор "Укрцемента" спрогнозировал рост производства до 9,5 млн т и экспорта до 600 тыс. т. Одним из условий для реализации такого прогноза является сохранение антидемпинговых пошлин на цемент из Беларуси, РФ и Молдовы, подчеркнул Р.Скильский.

Игорь Воронцов, Виктория Финчук

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢