Заговор против гривны-2

Точка зору

Торги на межбанке в очередной раз доказали, что курс гривны управляется в ручном режиме некими таинственными силами и предсказать его колебания человек непосвященный, пусть даже и с основательными финансовыми знаниями, не может. Если утром цена на доллар была 8,6225/8,6765 грн., то к 12 часам она обвалились до 8,4220/8,4680 грн. А по состоянию на 14.45 равнялась 8,4135 – 8,4655 грн. Что же все-таки происходит?

Почему доллар все это время рос, мы объяснили достаточно подробно в предыдущей статье с аналогичным названием. Повторю основные объективные причины. На август-сентябрь приходится пик выплаты внешних долгов – корпоративных и государственных. Если всего на протяжении 2009 года государство должно вернуть около $2 млрд., а корпоративный сектор – на порядок больше, то только в сентябре всех выплат – около $2,5 млрд.

Так, 15 сентября Минфин должен погасить $770 млн. по евробондам 2006 года. 23 сентября должен заплатить $250 по кредитам «Укрэксимбанк». 30 сентября $500 млн. обязан отдать по текущим долговым выплатам «Нефтегаз». Еще около $300 млн. в эти дни выплачивают по внешним долгам коммерческие банки. Добавить к этому $667 млн., которые «Нефтегаз Украины» уже перечислил «Газпрому» за августовские поставки, под что также скупалась валюта, – вот вам и названная нами цифра.

Понятно, что собрать за месяц почти $2,5 млрд., даже с кредитами МВФ – непросто. Экспорт едва дышит. Валютные резервы банков НБУ уже «подчистил» раньше. Других источников пополнения «зелени» (как, скажем, иностранные кредиты, инвестиции и проч.) почти нет.

Нацбанк выбрасывает валюту на рынок дозировано, небольшими порциями. И получается, что спрос растет, а поставки доллара его не удовлетворяют. Как говорили нам дилеры в частных беседах: на межбанке ощущается явный дефицит американской валюты.

Но к этому объективному фону добавляются весьма субъективные штрихи. То, что курс доллара должен был расти – никто не спорит. Вопрос НА СКОЛЬКО он должен был вырасти, учитывая соотношения спроса и предложения. И вот тут-то мы находим слабое место, где собака, так сказать, порылась.

На самом деле валюта есть. Она есть у ряда коммерческих банков, которые скупали ее в тот период, когда гривна относительно доллара росла. Эти банки в последнее время весьма активно продавали валюту на высоком спросе, и, словно по команде, выставляли свой товар по явно завышенной цене.

Понятно, что не обошлось без отдельных должностных лиц Нацбанка. Банковский надзор в нашей стране устроен таким образом, что мимо него даже муха не пролетит. Банки отчитываются перед НБУ не то что в ежедневном, а практически в почасовом режиме. Поэтому, имей Владимир Семенович Стельмах и его подчиненные желание ухватить спекулянтов, пусть даже за горло (а не за то, что вы подумали), им бы это удалось без проблем.

Другое дело, что Нацбанк разрешал ряду банков слаженно топить гривну определенный отрезок времени. И, главным образом, потому, что аргументировано предъявить что-то ни регулятору, ни банкам никто не мог: ни президент (своих он не обижает), ни премьер (не забываем, что в ее команде много банкиров из той самой «игривой» стаи), ни прокуратура (ей бы с отравлением Ющенко разделаться да Пукача снова не упустить), ни общественность. Что у нас с вами есть? Эмоции да интуиция? Их к делу не пришьешь. Не пойман – не вор.

И вот вчера, 8 сентября, на брифинге министр внутренних дел Юрий Луценко сделал интересное заявление. «Я напомню, что сейчас МВД ведет расследование нескольких уголовных дел: по разворовыванию коммерческими банками средств, по финансовому мошенничеству в ходе получения кредитов рефинансирования и по финансовому мошенничеству в ходе проведения валютных аукционов. Согласно докладам моих подчинённых, в ходе расследования были выявлены факты причастности к ним со стороны высшего руководства Нацбанка», – сообщил Луценко.

И дальше: «благодаря прикрытию со стороны президента Украины, фактически пользуясь статусом неприкосновенности, руководство НБУ покрывает организацию масштабных финансовых злоупотреблений со стороны коммерческих банков».

Ключевое слово тут – банков. В отличие от Стельмаха, Шаповалова, Савченко и других, которым вряд ли светит «шконка» и небо в клеточку, как их коллеге Бондарю, ответившему за махинации с валютными резервами, за которые должен был бы ответить Виктор Ющенко, банкиры не защищены от такой перспективы.

Они прекрасно понимают, что пусть даже в дальнейшем хорошие адвокаты за большие деньги и закроют дела, но на этапе предварительного следствия грубые и невежливые милицейские следаки весьма конкретно помотают их изнеженную благосостоянием нервную систему.

А бояться гражданам-банкирам есть чего. Случайная, а, скорее, умышленная утечка информации из следственной группы, допущенная параллельно с брифингом Луценко, говорит о том, что силовики располагают оперативными данными, свидетельствующими об удивительном парадоксе. Накануне крупных скачков гривны (или доллара) на межбанке, собирается одна и та же группа лиц. Это представители интересов ряда крупных банков (причем, что характерно, далеко не все из них занимают в банках официальные должности, но их отношение к этим банкам можно доказать без особого труда) и высокое должностное лицо НБУ. Собираются они в разных престижных местах. Как правило, тех, куда «наружка» не войдет: казенных денег ей не хватит даже на стакан воды, не говоря уже о чашке кофе. Но порой то ли из экономии, то ли из-за нехватки времени заговорщики заседают в холле «Премьер-паласа». Где их собственно и срисовали уже давно.

Дальше – дело техники. В прямом смысле слова. Полагаю, что банкиры уже знают – следствию известно, о чем они говорили, но как именно стало известно (каким техническим способом) – это уже другой вопрос.

И хотя заявление Луценко было тут же оспорено (не опровергнуто, а именно оспорено) директором департамента внешнеэкономических связей НБУ Сергеем Кругликом, доллар заметно упал, именно благодаря снижению аппетитов банков. Круглик вяло заявил, что
«когда делаются такие заявления, то дестабилизируется ситуация в системе», и что «обвинения в злоупотреблениях являются безосновательными и направлены в адрес Национального банка, очевидно, с целью сделать более сговорчивым регулятора в преддверии президентской кампании».

Не по-боевому, согласитесь, это как-то звучит. Да и удивительно, что в Нацбанке, где каждое публичное заявление, пусть даже состоящее из одного восклицательного междометия, согласовывается на высшем уровне, отбивать атаку МВД выпустили «внешнеэкономиста» Круглика, а не кого-то из зампредов или из юрдепартамента.

Конечно, справедливости ради надо отметить, что заявление Луценко не было и не могло быть единственной причиной падения завышенного курса доллара. Падать доллар начал еще вчера, до заявления (хотя и после появления в банковских кругах упомянутого выше слуха). К тому же значительная часть крупно-оптовых покупателей уже затоваривалась валютой. Удовлетворил свои потребности «Нефтегаз». По имеющимся данным, собрали необходимую сумму «Укрэксимбанк» и другие банки-должники. Минфин также – с «зеленью». Т.е. спрос объективно упал. И цена на доллар должна была снижаться. Другое дело, что некоторые субъективные страхи, видимо, ускорили этот процесс. До той поры, пока банкиры не решат свои проблемы и не получат гарантии безопасности новых спекулятивных фортелей.

Галина Акимова

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢