Рынок известняков: импортеры наступают

Публікації

Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году.

Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок. Об этом шла речь на конференции, организованной Украинской ассоциацией известковой промышленности 24 мая в Киеве.

Вторая волна

Резкий скачок импорта известняка наблюдался в 2017 г., когда в результате блокады ОРДЛО прекратились поставки с Комсомольского рудоуправления и Докучаеевского флюсо-доломитного комбината. Поэтому предприятиям горно-металлургического комплекса, основным потребителям известняка, пришлось замещать недополученные объемы для собственного производства металлургической извести.

Импорт известняка в 2017 г. вырос на 52%, до рекордных 2,23 млн т, в 2018 г. взята новая высота – 2,7 млн т. И сейчас есть все предпосылки для того, чтобы по итогам текущего года превзойти и этот показатель. Так, за январь-март зарубежные поставки возросли на 12% к тому же периоду 2018 г., до 788 тыс. т.

Изначально большая часть известняка завозилась из Российской Федерации: ее доля в общем объеме импорта в 2016-2017 гг. достигала 41%, в 2018 г. – 42%. По прогнозу УАИП, в текущем году производители из РФ сохранят долю в 42%.

Кроме того, активизировались турецкие конкуренты. Еще в 2017 г. они довольствовались более чем скромным 1% от всех зарубежных поставок известняка в Украину. Но уже в 2018 г. это было 10%, а по итогам 2019 г. в УАИП прогнозируют увеличение показателя до 29%, отметил исполнительный директор ассоциации Роман Гладуненко.

По его данным, основными импортерами известняка являются Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и комбинат "Запорожсталь", на долю которых в 2018 г. пришлось 44% и 20% всех зарубежных поставок соответственно.

В I кв. они продолжили наращивать закупки, увеличив свою долю до 53% и 26% от всего импорта. Тогда как комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог", замыкающий топ-3 импортеров, снизил долю с 19% в 2018 г. до 13% в I кв. текущего года.

В целом же после разрыва кооперационных связей с украинскими предприятиями в ОРДЛО доля металлургии в общем объеме потребления известняка снизилась до 66% в 2017 г. по сравнению с 71% в 2016 г. В 2018 г. показатель сохранился на уровне 66% и, как ожидают в УАИП, не изменится по итогам 2019 г.

По данным ассоциации, топ-5 основных потребителей известняка составляют металлургические предприятия. При этом АМКР в январе-апреле нарастил свою долю до 21% по сравнению с 19% за тот же период 2018 г., ММКИ – снизил с 23% до 20%, "Запорожсталь" – с 12% до 10%, Днепровский меткомбинат – сохранил на уровне 10%, "Азовсталь" – на уровне 7%.

В целом на закупки 9 предприятий (следом за топ-5 идут крупный производитель цемента ООО "Хейдельберг Украина", объединение "Укрспецизвесть", Южный ГОК и Николаевский глиноземный завод) пришелся 81% потребления известняка за январь-апрель.

Среди основных тенденций Р.Гладуненко отметил уменьшение доли независимых производителей в общем объеме добычи известняка: с 75% в январе-апреле 2018 г. до 69% за тот же период 2019 г. "То есть спад в текущем году происходит именно за счет свободного рынка, тогда как поставки кептивного рынка выросли на 11%", – сказал он.

Новотроицкое рудоуправление упрочило лидирующие позиции, увеличив долю в общих продажах на свободном рынке за январь-апрель с 30% до 37%. ООО "Горно-добывающая промышленность" – снизило с 25% до 24%, ООО "Тернопольский карьер" – увеличило с 16% до 17%. При этом сейчас отрасль находится в отрицательной динамике, переживая вторую волну кризиса.

Первое падение добычи началось в 2013 г. – на 9%, до 18,652 млн т, далее в 2014 г. оно ускорилось до 17%, упав до 15,541 млн т из-за начала активных боевых действий на Донбассе. В 2015 г. по этой же причине отрасль протестировала дно на отметке 11,733 млн т, а в 2016 г. восстановилась до 14,018 млн т.

Тем не менее в 2017 г. падение возобновилось: до 12,094 млн т, в 2018 г. – еще на 2%, до 11,872 млн т. По данным ПАО "Укрзализныця", на которое приходится почти 80% перевозок известняка, за январь-апрель показатель снизился на 11% к аналогичному периоду 2018 г., до 3,5 млн т.

В тисках макроэкономики

Негативные тенденции наблюдаются вопреки благоприятной ценовой конъюнктуре: цена известняка на свободном рынке составляет сейчас порядка 300 грн./т по сравнению с 180 грн./т для гранитной смеси. При этом добыча известняка имеет меньшую себестоимость.

Однако прибыль теряется на этапе транспортировки из-за роста тарифов (как прямого, так и косвенного) железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця". Например, если в 2013 г. перевозка 1 тонны металлургической извести обходилась производителю в 50 грн./т, то сейчас это уже 400 грн./т.

Высокие логистические затраты делают украинский известняк неконкурентоспособным на внешних рынках, отметил директор ПАО "Тернопольский карьер" Олег Мисюк в комментарии МинПрому. "Из-за этого мы не можем поставлять нашу продукцию, например, в соседнюю Польшу", – пояснил он.

По словам О.Мисюка, предприятие отгружало небольшие партии известняка в Беларусь – но там объемы его потребления не так велики, чтобы влиять на производственную динамику.

Более того, высокие логистические затраты (речь прежде всего о стоимости ж/д перевозок), которые для конечного потребителя составляют местами уже две трети от полной цены товара, благоприятствуют повышению импорта камня в страну, ведь разница в цене между импортным и отечественным продуктом сокращается.

Причем от такого повышения внутренний производитель особо не выигрывает, основной бенефициар – логистические компании. Второй проблемой, негативно влияющей на отрасль, директор Тернопольского карьера назвал кадровый дефицит. "Сейчас экскаваторщику, например, надо платить 1 тыс. евро – чтобы он остался здесь и не уехал работать в Польшу", – подчеркнул он.

Директор кадрового агентства УАИП Людмила Головчицкая подтвердила: нехватка кадров в отрасли ощущается очень остро. Чтобы ее решить, агентство пытается в том числе вернуть ранее выехавших работников. В частности, это касается украинских горных инженеров, работающих на железорудных месторождениях в Западной Африке. "Мы находимся с ними в переписке, пытаемся убедить вернуться сюда", – сказала Л.Головчицкая.

По мнению О.Мисюка, решением проблемы являются автоматизация и повышение производительности производства, которые позволят существенно оптимизировать персонал и повысить зарплаты работников высокой квалификации до европейского уровня.

Но это требует значительных инвестиций в развитие, поэтому не может быть сделано уже завтра. При этом предприятие уже начало масштабные инвестиционные программы, которые включают как приобретение современной специализированной техники, так и строительство высокотехнологичного завода.

Пока же "Тернопольский карьер" планирует увеличение годового производства на 30-40% за счет внутреннего резерва: оптимизации производственного процесса и логистической составляющей. Последняя включает повышение доли отгрузок автотранспортом, а также реализацию начатого совместного с "Укрзализныцей" проекта по повышению эффективности работы станции отгрузки.

Дополнительная продукция будет потреблена как новыми клиентами, так и через увеличение потребления уже существующими. "Мы видим потенциал для расширения, где сейчас значительную долю на рынке занимают импортеры. В этом и есть наш резерв", – резюмировал О.Мисюк.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

ВСІ НОВИНИ ⇢