Уроки из банкротства British Steel

Публікації

Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.

Жертва "эко"-политики

Основным активом British Steel является комбинат Scunthorpe в Северном Линкольншире, предприятие с более чем 100-летней историей и годовой мощностью производства 3,2 млн т готового проката. Scunthorpe специализируется на прокате строительного сортамента и ж/д рельсах, там работают 4,5-5 тыс. чел., еще около 20 тыс. – в подрядных компаниях и на смежных производствах.

В 2007 г. у комбината поменялся собственник: британско-голландская Corus Group вышла из металлургического бизнеса, вместо нее зашла индийская Tata Steel. У нее все было хорошо в Великобритании до 2010 г., пока премьером не стал лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, объявивший о новой политике в сфере экологии.

Новый глава правительства решил стимулировать развитие экологически чистых высокотехнологичных производств и с этой целью поднял тарифы на электроэнергию в стране выше среднеевропейских. Стальная выплавка при этом стала убыточной, заставив Tata Steel искать варианты продажи британских активов. Избавиться от них полностью компания так и не смогла до настоящего времени.

Тем не менее комбинат Scunthorpe в 2016 г. был продан компании Greybull Capital. Ее владельцы – братья Марк и Натаниэль Мейохас, инвестиционные банкиры, которые специализируются на скупке проблемных активов и их последующей перепродаже. Scunthorpe достался им за 1 фунт британских стерлингов, поэтому слово "продан" не совсем точно описывает характер сделки.

Исходя из этого следует, что нынешнее плачевное положение British Steel было предопределено уходом институционального базового инвестора, который профессионально занимается металлургическим бизнесом в ряде стран – и его заменой на обычных торгашей-спекулянтов, если называть вещи своими именами.

А базовый инвестор, напомним, ушел только потому, что не получил необходимую поддержку властей в виде умеренного тарифного регулирования. Не получила этой поддержки и Greybull Capital.

Инвестиционные просчеты

Положение усугублялось тем, что, не имея опыта работы в металлургии, новые владельцы не могли расставить необходимые приоритеты в стратегии для British Steel. Вместо того, чтобы направить финансовые ресурсы на снижение энергозатратности производства, они ринулись расширяться за счет покупки новых активов.

Братья Мейохас прониклись идеей превращения British Steel в Steel International. Для такой смены названия требовались новые приобретения вне Великобритании – и они последовали. В октябре 2017 г. была куплена голландская компания FNsteel, имеющая 6 предприятий в Нидерландах, Финляндии и Швеции общей мощностью 600 тыс. т в год.

Она специализируется на метизах и катанке, а также арматурных прядях премиум-качества. Также British Steel под управлением Greybull Capital уже в 2019 г. купила проблемного стального производителя Ascoval на севере Франции, обязавшись вложить в его развитие 47,5 млн евро.

Чуть ранее, в апреле 2018 г., British Steel в консорциуме с эстонской металлотрейдерской компанией Baltic Metal Holding пыталась выкупить у латвийских властей простаивающий электрометаллургический завод-банкрот в Лиепае – Liepajas Metalurgs.

История этого предприятия во многом похожа на судьбу самой British Steel: поскольку Liepajas Metalurgs стал убыточным и прекратил работу именно из-за высоких тарифов на электроэнергию в Латвии и отказа правительства снизить их для поддержки одного из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в стране.

На предприятии за последние годы сменилось несколько владельцев, включая украинскую KVV Group – но никому не удалось вытащить его из банкротства. Поскольку в итоге все упиралось в слишком дорогую электроэнергию, делавшей убыточной работу даже современного оборудования, установленного на Liepajas Metalurgs.

Тем не менее столь печальный background не остановил Greybull Capital. Тем временем на ее головном предприятии в Сканторпе вместо запланированных инвестиций в 170 млн фунтов стерлингов начали осваивать только 30% от этой суммы. Летом 2018 г. компания заказала немецкому машиностроительному концерну Primetals Technologies новый проволочный стан стоимостью 50 млн фунтов стерлингов.

При этом Greybull Capital отказалась от модернизации производства толстолистового проката, выставив на продажу соответствующее оборудование – которое простаивало с декабря 2015 г. и могло выпускать 600 тыс. т продукции в год. В итоге British Steel пришла к закономерному финалу: нынешней весной у нее не оказалось денег на покупку годовой квоты на выбросы парниковых газов – 130 млн фунтов стерлингов.

Из них 120 млн фунтов компания смогла получить от государства в виде экстренного займа, но и это ее не спасло. Еще 17 мая британские СМИ сообщили об успехе переговоров между владельцами и кредиторами British Steel – а уже 22 мая она перешла под внешнее управление.

Сами братья Мейохас в принципе не понесли особых потерь: напомним, компания досталась им за 1 фунт стерлингов. А вот дальнейшее будущее второго по величине стального производителя Великобритании выглядит довольно пессимистично в контексте продолжающейся тарифной политики властей страны в сфере электроэнергетики.

Вероятно, именно поэтому к покупке компании целиком никто не проявил интереса. По данным британских СМИ, потенциальные инвесторы готовы рассмотреть только зарубежные активы British Steel – ранее приобретенные у Ascoval и FNsteel. В таком случае комбинат Scunthorpe ждет закрытие, а 25 тыс. работников – увольнение. Ничего от такого развития событий не выиграет и британский бюджет, теряющий крупного налогоплательщика.

В Украине реализуется похожий сценарий: повышение налоговой нагрузки на предприятия горно-металлургического комплекса сопровождается непрерывным ростом тарифов госмонополиста ПАО "Укрзализныця".

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢