Интриги и волнения. Используют ли украинский Боинг для революции в Иране

Точка зору

Протесты студентов и ученых и энергичные, но бесплодные заявления Вашингтона в их поддержку не имели бы никаких существенных шансов нарушить политическую стабильность в Иране.

Проблема для Тегерана заключается в том, что все это сопровождается конфликтом между влиятельными группами внутри светской и духовной власти страны.

Немало украинских СМИ пишут об “акции протеста, которые начались в Иране после того, как был сбит украинский “Боинг”. Что, наверное, не совсем корректно.

Потому что в реальности массовые антиправительственные протесты начались там в середине ноября и при этом — по гораздо более банальной причине. Речь шла о повышении цен на газ и бензин. Тогда масштабные протесты прошли в полусотне иранских городов, пишет Depo.ua.

Но в ответ на преимущественно экономические требования Тегеран повел себя очень жестко: в некоторых городах силы безопасности открыли огонь по толпе. Что, впрочем, не остановило протестов, которые продолжались и на протяжении всего декабря, набирая порой весьма макабрические формы. Как, например, массированные штурмы городских кладбищ полицией и другими силовиками, которые прошли 26 декабря по всему Ирану, когда власть пыталась сорвать церемонии поминок на 40-й день после убийства участников протестов 16 ноября.

Но в том, что история с украинским “Боингом” — в котором, к слову, погибло немало иранских студентов и ученых как с иранскими, так и с канадскими паспортами, — только усилила общественное недовольство, сомневаться не приходится. В течение двух дней студенты и преподаватели многих учебных заведений громко и жестко демонстрировали свое недовольство ситуацией в стране в целом, и действиями иранской армии в частности. А власть, которая поняла свою ошибку с убийством участников протестов, теперь отвечала “всего лишь” слезоточивым газом и резиновыми пулями. Предоставляя возможность заниматься террором в отношении участников протестов полулегальным военизированным организациям, близким к Корпусу стражей исламской революции.

При этом масштаб сегодняшних выступлений относительно меньше, чем в ноябре. Вопрос гибели ученых и студентов, а также сомнительная позиция правительства, которое только на третий день “узнало”, что вооруженные силы сбили самолет, — все это, кажется, меньше возмущает широкие массы, чем ухудшение качества жизни и рост цен.

Поэтому, казалось бы, январская серия антиправительственных протестов в Иране фактически обречена на неудачу.

Даже несмотря на многочисленные заявления руководства США о “поддержке” протестов. Твиты Трампа и Помпео по очевидным причинам никак не способны защитить иранских оппозиционеров — и более того, после этих публичных высказываний подавление протестов, кажется, стало даже жестче. В Вашингтоне, наверное, готовятся выразить возмущение по этому поводу.

Впрочем, есть один фактор, который заметно усложняет эту простую, казалось бы, ситуацию. Этот фактор заключается в отсутствии единодушия среди различных фракций в иранской светской и духовной власти.

С одной стороны, в ситуации с “Боингом” против правительства президента Рухани выступили не только либералы (которые, к слову, критикуют как президента, так и духовного лидера аятоллу Хаменеи, который является главой вооруженных сил страны), но и консерваторы.

С точки зрения которых правительство сначала не смогло железной рукой подавить протесты, а затем, сбив чужой самолет, не нашло в себе мужества сразу сознаться в содеянном.

В этом плане показательным является выступление командующего аэрокосмическими силами КСИРа Амира Хаджизаде. Который, с одной стороны, вроде и берет на себя ответственность за произошедшее, а с другой — утверждает, что трагедия произошла в результате действий в том числе и гражданского руководства страны. В частности, по словам бригадного генерала, КСИР еще перед ракетным ударом по базам США потребовал закрыть небо над Ираном для предотвращения “инцидентов”, но решение об этом правительство так и не принялло. При этом, в отличие от “официальной” версии о том, что “Тор” защищал некий объект КВИРа, Хаджизаде утверждает, что ЗРК должен был защищать именно аэродром Хомейни.

Открытым остается вопрос относительно того, кому именно принадлежали и кто осуществлял командование злосчастным “Тором”, который сбил украинский самолет.

Поскольку в доступных источниках есть информация о том, что на вооружении КСИР нет — или практически нет — тактических противовоздушных комплексов. И иранские “стражи”, несмотря на свое название, в реальности контролируют баллистические ракеты “земля-земля” — то есть, главное наступательное оружие Ирана.

До сих пор считалось, что ракетные системы “земля-воздух” организационно находятся в составе иранских вооруженных сил, хотя после сбитого украинского самолета и противоречивых заявлений иранских чиновников международное экспертное сообщество несколько запуталось. Впрочем, все это — технические подробности.

А суть, кажется, заключается в том, что внутри Ирана осуществляется смена баланса власти. После гибели генерала Касема Сулеймани как иранская армия, так и президент Рухани, кажется, решили, что обстоятельства дают им шанс несколько уменьшить колоссальное влияние КСИРа на жизнь страны. А история с “Тором”, которым то ли руководили представители корпуса, то ли он защищал некий объект КСИРа, — отличный способ нанести следующий удар.

Любители конспирологии, конечно, продолжат этот логический ряд, предположив, что и сама катастрофа украинского самолета “произошла не просто так”. Но это уже область чистых предположений — причем не слишком обоснованных.

С другой стороны, иранское общество, пользуясь случаем, тоже хочет немного изменить социально-политическую реальность — в сторону открытости и увеличения прав и свобод. А вот консервативная часть иранского общества, условные “ястребы-исламисты”, которые остались крайне недовольными откровенно цирковым характером “ракетной мести за Сулеймани”, в результате которой не погиб, кажется, ни один американец, но произошел инцидент с украинским самолетом, в котором погибли немало иранцев, стремятся изменить ситуацию в свою пользу.

Чем завершится эта “игра престолов” — сейчас сказать невозможно. Противостояние элит на фоне общественных протестов может привести как к модернизации режима, так и к кровавому гражданскому конфликту. Но тот факт, что Иран ждут непростые времена, сомнений не вызывает.

Тарас ПАНЬО

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢