Таблетка против импорта

Публікації

Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?

Последние четыре года подряд Украина наращивает импорт товаров. С 2015 по 2019 год товарный импорт вырос на 65% – с 36,6 млрд долл. до 60,4 млрд долл. Правда, до уровня 2013 года (77 млрд долл.) он так и не дорос, но надо понимать, что в 2019 году по сравнению с 2013 годом в Украине жило существенно меньше людей, а индекс промышленного производства даже по очень оптимистичным данным Госстата составлял менее 85% от уровня того же 2013 года.

Усугубляет ситуацию тот факт, что большая часть импорта представлена не сырьём, комплектующими и/или новым оборудованием, а товарами конечного потребления и энергоносителями. Причём часть энергоносителей, а именно – нефтепродукты, это также товар конечного потребления.

Ситуация никак не изменилась даже в 2019 году, когда присутствовали объективные факторы, способствующие сокращению импорта в стоимостном выражении. Стоимость энергоресурсов снизилась явно больше, чем стоимость основных товаров украинского экспорта, а погода в конце минувшего года выдалась аномально тёплой. Сэкономить на импорте энергоносителей удалось более 1,3 млрд долл. – 10% от объема импорта предыдущего года. И это всё при рекордном урожае.

Однако вместо того чтобы использовать эти факторы в целях развития экономики, наша власть увлеклась строительством пирамиды ОВГЗ, вследствие чего укрепился курс гривны. Что нанесло дополнительный удар внутреннему производству и шире распахнуло ворота для импорта.

В условиях пандемии коронавируса и начинающегося масштабного мирового экономического кризиса большинство стран мира неизбежно пойдёт по пути закрытия своих экономик и поддержки их самообеспечения и замещения импорта. И хотя Украине следовало бы заниматься тем же раньше, неизбежное шоковое падение импорта в нынешнем году вынуждает ставить вопросы о том, поставки каких товаров могут быть замещены внутриукраинским производством.

Почти ¾ всего украинского импорта приходится на продукцию трёх отраслей – машино/приборостроения, топливно-энергетического комплекса, и химической промышленности – суммарно более 43,7 млрд долл.

Явным же лидером из них является продукция машино/приборостроения, которой в прошлом году было ввезено на 20,5 млрд долл.

В 2019 году с учетом легализации части "блях" в Украину было ввезено легковых автомобилей на 3,6 млрд долл. – это основная статья импорта продукции машиностроения. Очевидно, что полностью заместить импорт легковушек Украина не сможет. К сожалению, уже поздно идти и теми путями, которыми пошли сопредельные с Украиной Словакия и Россия, привлекшие иностранных автопроизводителей на свои рынки и разными путями заставлявшие их увеличивать локализацию. Даже от Румынии, в которой собираются сотни тысяч Dacia на платформе Logan, мы отстаём на безнадежные 20 лет.

Но всё же при наличии государственных стимулов можно оживить завод в закарпатском Соломоново, на котором можно не только прикручивать колёса, но и заниматься сваркой и покраской корпусов автомобилей, выпускаемых Volkswagen Group, многими другими технологическим операциями, по договоренности с компанией постепенно наращивая степень локализации. Тут даже каких-то грандиозных разовых инвестиций не нужно. Нужны преференции и гарантии их длительности.

Кроме того, можно отменить абсолютно варварские нормы Налогового кодекса, предусматривающие необлагаемый налогами и пошлинами ввоз готовых электромобилей. Именно готовых – а не их частей. Хотя, как минимум, собирать их можно было бы в нашей стране – опять же при наличии каких-то стимулов со стороны государства.

Разумеется, в кризисный год обвал импорта легковых автомобилей произойдёт сам собой. Однако принятие описанных мер позволит сократить импорт на сотни миллионов и после восстановления рынка – за счет частичной локализации в Украине.

Второй по объемам позицией машиностроительного импорта являются светодиодные лампы, а также их комплектующие – светодиоды и т.п., которых в прошлом году было ввезено на 1,3 млрд долл. Это далеко не такой высокотехнологичный товар, как легковой автомобиль. Однако конкурировать по цене с китайскими производителями самих светодиодов и плат к лампам представляется маловероятным. В Украине есть несколько сборщиков таких ламп, но их доля на рынке невелика. Стимулировать перемещение в Украину разработку дизайна и сборку готового изделия вполне реально. Больших капиталовложений тут не нужно. А эффект для торгового баланса может составить сотни миллионов долларов.

Следующей товарной позицией импорта продукции машино/приборостроения являются мобильные телефоны, коих было ввезено почти на 1 млрд долл. В возможность импортозамещения тут особой надежды нет. Для этого нужны не только серьезные капиталовложения, но и в принципе разумная и последовательная экономическая и уже – промышленная политика.

Из остальных значимых позиций продукции этой отрасли без серьезных капиталовложений и упомянутой выше разумной экономической политики рассчитывать на что-то сложно. Собственное тракторостроение и грузовое автомобилестроение наши власти целенаправленно убили, а приход иностранных производителей с высокой степенью локализации на наш микроскопический рынок представляется невероятным. Производство компьютеров или комплектующим к ним за один день или год не возникнет ни при каких условиях. Топливо для АЭС мы тоже продолжим импортировать.

Имеется, правда, и ряд импортируемых в немалом количестве позиций (различное электрооборудование, насосы и т.д.), которые производятся в Украине и могли бы заместить экспорт даже без какой-то фискальной или инвестиционной поддержки государства. Но для этого нужно изменить закон о публичных закупках, предусмотрев преимущества для местного товаропроизводителя (от возможности ценовой надбавки до учета стоимости жизненного цикла продукции и т.д.)

Если применить обе описанные меры, то в краткосрочной перспективе и без серьезных капиталовложений импорт продукции машино/приборостроения в сравнимых с 2019 годом экономических условиях удастся быстро заместить на сумму до 4-5 млрд долл. в лучшем случае. В случае же неизменности правил публичных закупок, даже при принятии прочих описанных мер, вряд ли сумма замещения дотянет до 2 млрд долл.

Вторая по объему импорта группа товаров – это товары топливно-энергетические. Их в 2019 году было ввезено на 12,2 млрд. долл. Несмотря на то, что наша власть любит поговорить об энергонезависимости, имея в виду импортный газ (причем российский газ, импортируемый через европейские "прокладки"), на самом деле природного газа сегодня Украина закупает существенно меньше, чем угля (2,3 млрд долл. против 2,8 млрд долл.), и тем более меньше, чем нефтепродуктов (5,4 млрд долл.).

Стоит отметить, что реальное преодоление зависимости от импорта угля возможно только в случае реинтеграции Донбасса. Однако подвижек на этом пути в последнее время не просматривается. А риторика новой власти по "донбасскому кейсу" становится аналогичной той, что использовалась властью прежней. Поэтому и здесь перспективы неважные.

Тем не менее, именно в топливно-энергетической сфере кроются едва ли не наибольшие варианты для импортозамещения, но… государственная "Укргаздобыча" свернула свою программу "20/20", которая предусматривала увеличение добычи газа до 20 млрд куб м в год. В результате ее реализации в неизвестном направлении "растворились" до 50 млрд грн., а повышения добычи не произошло. И стратегия, направленная, на выжимание всех соков из промышленности и населения в пользу газового монополиста не изменилась. Поэтому тут положительных сдвигов ожидать не приходится.

Наконец, импортозамещение нефтепродуктов возможно лишь при очень серьезных инвестициях в модернизацию существующих НПЗ, или с учетом их состояния – в строительство новых. Пожалуй для полного самообеспечения Украины нефтепродуктами понадобится никак не меньше 5 млрд долл., на которые в обозримом будущем рассчитывать не приходится.

Выходит, что теоретически наиболее перспективная в вопросе импортозамещения сфера, на практике таких перспектив не имеет.

Третья по объему импорта группа товаров – это продукция химической промышленности, которой в 2019 году было ввезено на 11 млрд долл. И в данном сегменте есть потенциал в краткие сроки заместить импорт не менее 3 млрд долл. продукции.

Первое место среди них занимает импорт лекарственных средств. В условиях, когда украинская фармацевтическая промышленность, почти не занимается синтезом субстанций, а в основном смешивает их, таблетирует и т.д., говорить о возможности полного самообеспечения несерьезно. Да еще и с учетом научного отставания.

Однако украинская фармацевтическая промышленность является одной из немногих, которая стабильно растет в последние годы. И она способна замещать, во всяком случае, ввоз готовых лекарств в дальнейшем еще в большей степени. Если же говорить о возможности возрождения синтеза или тем более медицинской науки, то это должна быть длительная поддерживаемая государством программа.

Импорт удобрений, исключая калийные (для них у Украины нет сырьевой базы), в минувшем году составил более 1,4 млрд долл. Имеющиеся в Украине производственные мощности вполне могут заместить его весь. Нужно лишь прекратить издевательство над производителями удобрений со стороны "Нафтогаза Украины" в вопросах ценообразования и точечно помогать на правительственном уровне в борьбе с демпингом. Кстати, в 2020 году в условиях падающей цены на газ второй вопрос становится даже ключевым.

Также государству необходимо более активно применять антидемпинговые меры по защите своего рынка от тех товаров, которые уже производятся у нас. Ведь если весь мир сегодня активно занимается протекционизмом, то чем мы хуже? Позитивным примером здесь является введение пошлины на китайскую оцинковку, что позволило резко снизить импорт данной продукции в Украину. Но вот с введением справедливой антидемпинговой пошлины на китайские трубы Межведомственная комиссия по международной торговле при Министерстве экономического развития и торговли откровенно медлит.

Разумеется, речь везде идёт о сравнимых экономических условиях. В условиях жесткого кризиса нынешнего года падение импорта будет очень серьезным и само по себе. Важно использовать предоставляемый этим падением шанс при выходе из кризиса.

Сергей Саливон, эксперт Аналитического центра экономико-правовых исследований и прогнозирования при ФРУ, директор департамента экономической политики ФРУ

МинПром

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢