Чиновники готовят топливный кризис

Точка зору

Минэкономики пересмотрит стоимость топлива на АЗС.

Министерство экономики, в рамках ужесточения госконтроля за розничным рынком нефтепродуктов, в течение последних трех месяцев предложило несколько новых расчетных подходов к оценке стоимости топлива на автозаправках. Инициативы ведомства пока не нашли оформления в виде проекта постановления, но если они встретят поддержку Кабмина, участники рынка опасаются повторения кризисной ситуации 2005 г.

Суть новых подходов к оценке стоимости топлива на АЗС, по мнению экспертов, сводится к одной задаче — снизить получаемый вследствие расчетов уровень объективных цен. Напомним, что с возобновлением в мае роста стоимости нефтепродуктов было несколько попыток изменить алгоритм расчетов стоимости горючего. Сначала предлагалось вернуть в формулу оптовые цены украинских заводов, исключенных из нее в мае. Однако после того как во второй половине июня цены на мировом рынке откатились, такая коррекция возымела бы обратный эффект — привязка к отпускным ценам отечественных НПЗ, напротив, тормозит удешевление топлива вслед за мировым рынком. В итоге от нее отказались, как и от учета фактурной стоимости нефтепродуктов на таможне. Среди вариантов, призванных заставить цены идти вниз, была также попытка урезать маржу АЗС, заложенную в формуле, которой и сейчас пользуется госпредприятие «Укрнефтехимпереработка» (занимается ценовыми расчетами для профильной экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Минтопэнерго), в среднем до 1100 грн./т.

Ситуация, подогреваемая августовским ценовым ажиотажем, вылилась в ряд писем, направленных Министерством экономики правительству. В них, в частности, содержатся предложения отдельно рассчитывать цены на импортные и отечественные нефтепродукты, причем первые принимать как минимальные, а вторые — как максимальные.

По мнению директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, ожидаемое Минэкономики превышение цен украинского топлива над импортным будет справедливо только в период снижения рыночных цен, поскольку более инертные цены на украинских НПЗ отстают от динамики более привязанного к мировому ценообразованию импортного топлива: «Соответственно, в периоды роста импортный товар окажется дороже отечественного, что противоречит логике Минэкономики»,— уверен господин Куюн. По мнению эксперта, не выдерживает критики и предложение ведомства производить свои расчеты на основе десятидневной динамики оптовых цен, тогда как баланс внутреннего рынка формируется в течение целого месяца, что и обеспечивает более плавную динамику ценовых колебаний: «Цель инициатив Минэкономики — занизить ценовой уровень на нефтепродукты в сравнении с определяемым по используемому ЭАГ алгоритму».

В самой «Укрнефтехимпереработке» пока не комментируют предложения Минэкономики: «Пока нет официального документа, обсуждать здесь нечего»,— резюмировал директор ГП Владимир Емелин. Что касается участников рынка, то они настроены скептически: «Попытки ввести госрегулирование цен показали себя не с лучшей стороны в 2005 г. Если органы власти считают цены необоснованно завышенными вследствие сговора нефтетрейдеров — пусть проводят расследования, доказывают сам факт сговора и штрафуют заговорщиков по полной. А административное вмешательство, особенно в виде такой грубой корректировки расчетной формулы, может привести разве что к дефициту ресурса на рынке»,— констатирует коммерческий директор одной из украинских сетей АЗС.

Наталья Давыденко

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢