С днем рождения, кризис!

Публікації

Глобальный кризис официально "прописался" в Украине в октябре 2008 г. Именно тогда в национальной экономике впервые за много лет был зафиксирован спад ВВП на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем, и на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Практически для всех отраслей это стало своеобразным шоком, последствия которого придется преодолевать не один год. Начиная с октября, макроэкономические показатели продолжали ухудшаться, и только в мае 2009 г. наметились первые тенденции к стабилизации.

Неизбежность финансового обвала понимали многие. Признаки "перегрева" присутствовали повсеместно: на фондовом рынке, в металлургии, в строительстве, автомобилестроении, банковском секторе и т. д. В первую очередь, это выражалось в количественных показателях соответствующих рынков, которые за счет спекуляций росли в геометрической прогрессии. Другое дело, что никто точно не мог сказать, когда именно все рухнет и насколько серьезно. Сегодня уже смело можно утверждать, что последствия нагрянувшего кризиса не смогли правильно оценить не только рядовые граждане, неосмотрительно набравшие валютных кредитов, но и топ-менеджеры крупнейших компаний.
Так, в IV квартале 2008 г. руководитель одного из известных строительных холдингов Украины во время доклада на инвестконференции советовал коллегам на несколько месяцев заморозить работы на объектах – пока не закончится снижение цен на недвижимость. А потом, дескать, все вернется на прежний уровень. Теперь понятно, что на самом деле ждать этого придется несколько лет. В свою очередь руководители банков рассуждали о том, что кризис сделает их сильнее, заявляя о намерении использовать это время для захвата новых позиций на рынках и упрочения лидерства. Хотя уже совсем скоро стало очевидным, что о развитии можно пока забыть. Речь шла только о выживании.

Тем не менее жертвами кризиса во всех секторах оказались те компании, которые строили свою стратегию в основном на заемных средствах, рассчитывая на быструю окупаемость в условиях подъема рынка. Примеров сколько угодно. Российский Evraz Group незадолго до кризиса неосмотрительно купил у "Привата" активы ГМК в Днепропетровской области. Российский MIRAX GROUP, приступивший было к возведению в Киеве самого высокого жилищно-офисного комплекса, был вынужден свернуть строительство. Можно также вспомнить ныне закрытую сеть гипермаркетов "О'КЕЙ", обанкротившиеся "Надра Банк", "Укрпромбанк" и т. д.

Вот почему главным итогом кризиса можно назвать не что иное как переосмысление участниками рынка бизнес-ценностей. Вдруг выяснилось, что большой объем кредитного портфеля у банка не увеличивает его стоимость, а только уменьшает на фоне риска невозвратов. Также стало понятно, что по ряду позиций мировой рынок уже давно достиг точки насыщения. Например, так было с производством автомобилей, которое стимулировалось лишь необеспеченным спросом. А украинское правительство наконец осознало, что чрезмерная экспортная ориентация несет не потенциальные, а вполне реальные риски для экономики.

Впрочем, кризис потихоньку сдает свои позиции. Инфляция по сравнению с прошлым годом замедлилась в два раза, почти выровнялся чудовищный перекос торгового баланса в сторону импорта – с 18,58 млрд. долл. по итогам 2008 г. до 3,13 млрд. долл. за 7 мес. в 2009 г. Произошло это за счет резкого обесценивания гривны на 68,3% в IV квартале 2008 г. В принципе оно могло бы считаться вполне адекватной реакцией на негативные процессы, происходившие тогда в экономике. В конце концов, в 1998 г. Украина "лечилась" от азиатского кризиса тем же способом, причем весьма успешно. Иное дело, что тогда девальвация национальной валюты не имела таких социальных и финансовых последствий, как сейчас, ведь у населения не было значительного объема кредитов в долларах США. Сегодня обесценивание гривны ставит под угрозу дефолта всю банковскую систему. Таким образом, эффективное "лекарство" для украинской экономики до сих пор не найдено. Объемы "проблемных" банковских активов по-прежнему велики, спрос на украинскую металлургическую и химическую продукцию на внешних рынках неустойчив, альтернативы ему в виде внутреннего спроса пока нет, и в краткосрочной перспективе не предвидится.

Несмотря на это, прогнозы на следующий год, на первый взгляд, выглядят довольно оптимистично. Эксперты сходятся во мнении относительно роста ВВП на 3-4%, удержании низких темпов инфляции в коридоре 10-13%, а также незначительному, но все-таки росту промпроизводства на 3-4%. Правда, при этом следует учитывать, что на фоне предыдущего падения ВВП на 20% его увеличение на 3,7% совсем не означает восстановления экономики. Опять же, если правительство не сможет повысить эффективность госуправления, а заодно провести структурные реформы в экономике, нельзя исключать продолжения кризисного сценария в 2010-2015 гг.

Игорь Воронцов

Новини

16 Квітня 2024

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

Запоріжкокс сплатив до бюджетів понад 225 млн грн податків і зборів

Торговий дефіцит України за перші два місяці 2024 року становив понад 3 млрд дол

Україна вийшла з переговорів з судноплавства в Чорному морі, які вела з РФ та Туреччиною

Україні потрібно інвестувати у енергозбереження – експерт

ЄС схвалила умови для виділення Україні 50 млрд євро 

ВСІ НОВИНИ ⇢