Загрязнение воздуха стоит Украине около 6% ВВП

Точка зору

Секретариат Энергетического сообщества обнаружил несоответствие данных в отчетностях, представленных Министерством энергетики Украины относительно выбросов от крупных сжигательных установок, которые включены в Национальный план сокращения выбросов (НПСВ). Соответствующие факты были обнародованы во время парламентских слушаний, посвященных внедрению и основным недостаткам Национального плана по сокращению выбросов в Украине, состоявшихся 19 января в формате видеоконференции. Мероприятие собрало все заинтересованные стороны, включая представителей Секретариата Энергетического Сообщества и Европейской комиссии.

Заседание прошло под председательством народного депутата Леси Василенко, председателя Подкомитета по вопросам адаптации к изменениям климата и защиты атмосферного воздуха, и было инициировано по просьбе более 30 неправительственных экологических организаций и представителей общин, которым непосредственно причиняется ущерб вследствие токсического загрязнения воздуха угольными электростанциями.

"Мы зарегистрировали определенные разногласия в отчетных данных, предоставленных Украине в Секретариат. Для ряда установок, отчет по выбросам по факту идентичен предельным границам НПСВ для нескольких загрязняющих веществ. Но это технически невозможно из-за характера установок. Следовательно, со стороны Секретариата мы недавно подали запрос для разъяснения в Министерство энергетики, и мы все еще заинтересованы получить ответ", – сообщил Питер Вайда, старший эксперт по вопросам охраны окружающей среды Секретариата Энергетического сообщества.

Отчеты о выбросах, о которых идет речь, соответствуют требованиям Директивы о больших сжигательных установках, действующей для договаривающихся сторон Энергетического Сообщества с января 2018 года. В отчете Украины за 2018 год отсутствуют данные по выбросам для 15 установок, которые работали в течение этого года, и которые должны сообщать о выбросах. Также в отчетах как за 2018, так и 2019 годы для ряда установок указанные выбросы полностью соответствуют границам, установленным более 5 лет назад в НПСВ. Впервые это было обнаружено в результате анализа украинской отчетности, проведенного международной организацией CEE Bankwatch в конце 2020 года. Отчетные выбросы, которые соответствуют границам НПСВ, выделены красным цветом в таблице, приведенной ниже.

Общие принципы политики по сокращению выбросов от крупных сжигательных установок и видение Европейской Комиссией ситуации с НПСВ в Украине объяснил на парламентских слушаниях Торстен Воллерт, министр-советник представительства ЕС в Украине:

"Мы видим сейчас старые неэффективные, не очень надежные угольные станции. Мы наблюдаем больше аварийных отключений. Следовательно, должен быть серьезный толчок к модернизации. […] С предыдущим правительством мы уже обсуждали тендеры на новые генерирующие мощности, более гибкие, возможно на природном газе, возможно с накопителями энергии, которые будут отвечать потребностям современной энергетической системы. Продление срока службы устаревших, неэффективных и ненадежных угольных электростанций не служат никаким целям: это вредно для здоровья, вредно для окружающей среды, плохо для энергетической системы. Итак, мы считаем, что это на самом деле не путь вперед. Мы бы хотели принять участие в дискуссии о том, как модернизировать энергетическую систему, чтобы можно было вкладываться в экологические ограничения, чтобы вам не пришлось нарушать свои международные обязательства, чтобы мы имели более надежную, более эффективную энергетическую систему и чтобы Украина могла приобщаться к Зеленому Курсу вместе с Европейским Союзом, как этого и желает правительство".

Он также подчеркнул, что Европейский Зеленый Курс включает вопросы углеемкости продукции и будущего механизма пограничного углеродного регулирования (CBAM – carbon border adjustment mechanism), который будет касаться не только электроэнергетики, но может применяться и ко всем промышленным товарам, производимым в Украине.

"Я думаю, что мы должны видеть это комплексно, ведь если вы не выполняете свои очень важные с экологической стороны обязательства, то можно ли вам можно доверять, если вы хотите принять участие в Зеленом Курсе? Даже если вы хотите интегрировать свою энергетическую систему с европейской, то есть соответствующие планы. Между Укрэнерго и ENTSO-E существует согласованная дорожная карта по синхронизации наших энергетических систем. Но сделать это можно только при наличии надежных, современных и чистых электростанций. Вы не сможете сделать это с помощью устаревших, изношенных и грязных электростанций", – сказал представитель ЕС.

На основе выступлений и материалов этих парламентских слушаний, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования сформулирует рекомендации и обратится в Кабинет Министров Украины и Офис Президента Украины по поводу необходимости соблюдения сроков для ранее предусмотренных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ от крупных сжигающих установок.

"В приватизационных договорах купли-продажи ТЭС/ТЭЦ черным по белому писались природоохранные обязательства, в частности, установка системы мониторинга выбросов, инвестирование в модернизацию сжигания установок. Ни тот, ни другой пункт не выполнен. Сейчас мяч на поле Минэнерго, который должен предложить финансовые механизмы, которые сдвинут с места сокращение выбросов в Украине", – отметила Леся Василенко на своей странице в Facebook после слушаний.

Согласно данным аналитического отчета, опубликованного международными исследователями Centrefor Research on Energy and Clean Air в феврале 2020 года, Украина занимает 4 место в мире по уровню экономического ущерба от загрязнения воздуха, уступая лишь Китаю, Болгарии и Венгрии. Согласно оценке экспертов центра в 2018 году Украина потеряла 5,8% ВВП из-за заболеваемости и смертности, которые вызваны токсическим загрязнением атмосферы. Общие годовые экономические потери в 2018 году от загрязнения воздуха продуктами сжигания ископаемого топлива в мире оцениваются в 2,9 трлн. долларов США, или 3,3% мирового ВВП.

В ноябре 2017 года Украина в рамках выполнения условий Договора об Энергетическом Сообществе утвердила Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигательных установок. Целью НПСВ задекларировано постепенное сокращение выбросов двуокиси серы, оксидов азота и зольной пыли от существующих крупных сжигательных установок в Украине, номинальная тепловая мощность которых составляет 50 МВт и более, а первое разрешение на выбросы или разрешение на проектирование установки выдано до 1 июля 1992 года. Срок действия Национального плана сокращения выбросов – с 1 января 2018 года по 31 декабря 2033. За срок действия НПСВ отечественные операторы должны сократить выбросы двуокиси серы на 95%, оксидов азота на 72%, а зольной пыли – на 97%.

Олег Савицкий, эксперт по вопросам изменения климата

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢