Прокат с покрытием, но без прикрытия

Публікації

В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.

За ними заржавеет

В 2020 г. потребление проката с покрытием достигло в Украине невиданных максимумов – 381 тыс. т. Но 323 тыс. т из этого объема – импортный товар, причем почти половина – made in China. За прошлый год китайская доля хоть и не росла в процентном отношении, но в физических объемах увеличилась на 13%. Секрет популярности – в низкой цене. Однако побочным эффектом, как утверждают украинские металлопрокатчики, является крайне низкое качество продукции из Китая.

"Проблема не в том, что это супердешевый металл, а в том, что он некачественный и сам по себе вредит нашему бизнесу, – отметил на февральской конференции участников рынка стальных конструкций директор завода Metipol Денис Рисухин. – Сегодня человек, который купил крышу из китайского материала, а через 2 года пришел за новой крышей, потому что она поржавела, с высокой вероятностью откажется от металла в пользу другого покрытия. Здесь идет речь не только о защите производителя, но и о защите потребителя также".

"Metipol – условно новый бренд в данном сегменте, поскольку на рынок он вышел в 2019 г. Хотя его становлением и раскруткой занималась команда, ранее владевшая и работавшая с алчевской компанией "Металлы и полимеры". Сейчас последняя находится на временно оккупированной территории Донбасса и продукции не выпускает. Таким образом, Metipol сразу стал вторым по масштабу производителем проката с покрытием в Украине, после каменец-подольского "Модуля". Хотя на подходе, как наблюдают участники рынка стальных конструкций, еще парочка подобных проектов. Для них введение ограничительных пошлин на конкурентный китайский товар стало бы неплохим стимулом ускориться.

Не тянуть канитель

Аналитики Украинского центра стального строительства (УЦСС) прогнозируют, что в случае введения пошлин на китайский прокат с покрытием, тот может уйти с отечественного рынка (если и не полностью, то в значительной мере). А другие импортеры – будь то Турция или страны ЕС – не способны возместить утрату. В Турции сейчас наблюдается повышенный спрос и загрузка производителей внутренними заказами, в Евросоюзе – тоже дефицит окрашенного проката. Итого открывается потенциальная возможность для украинских заводов значительно увеличить свои мощности.

Инициатором декабрьского антидемпингового расследования стала упомянутая выше компания "Модуль-Украина". В ее жалобе отмечается, что за период со II полугодия-2017 по I полугодие-2020 объемы демпингового импорта проката с покрытием из КНР стабильно росли и занимали доминирующие позиции в украинском потреблении. Относительно объемов производства в Украине доля демпингового китайского импорта колебалась от 665% до 808%. При этом цены были существенно ниже уровня цен и себестоимости отечественного производителя данной продукции.

Национальный производитель рассчитывает, что размер антидемпинговой пошлины на импорт окрашенного проката из Китая составит 25-30%. К тому же, как убежден Денис Рисухин, у правительства в лице Межведомственной комиссии по международной торговле при Минэкономики есть инструмент, чтобы преградить наплыв из Китая без проволочек. Это предварительные пошлины, действующие в период, пока длится расследование. "Это крайне редкая мера, которая до 2019 года не применялась в Украине вообще, – объяснил Денис Рисухин. – Но в 2020 году было 10 ситуаций, когда ее вводили". Так почему бы не воспользоваться этим правом и в данном случае?

По стопам оцинковки

За примером, насколько положительно подобные защитные меры могут повлиять на внутреннее производство, даже ходить далеко не нужно. В соседнем сегменте оцинкованного проката пошлины относительно китайского импорта были введены в 2019 г. И результат не заставил себя ждать. Если два года назад, спрос на оцинкованный прокат в Украине на 60% удовлетворялся за счет импорта и на 40% за счет внутреннего производства, то в 2020 г. пропорция была уже с точностью наоборот.

Маркетинг-директор "Метинвест Холдинга" Роман Курашев прогнозирует, что и в 2021 г. тренд роста внутреннего производства и сокращения импорта сохранится. В частности, производство может достигнуть показателя в 49 тыс. т, что вдвое больше, чем было, например, в 2018 г. Введение антидемпинговых пошлин, как отметил Роман Курашев, стало хорошим толчком к тому, чтобы создать с нуля новую производственную площадку по изготовлению оцинкованного проката на базе завода "Юнистил" (Кривой Рог). Кроме того, расширилась и продолжает расширяться номенклатура продукции в данном сегменте.

Правда, самые хитрые китайцы после введения в Украине пошлины на оцинкованный прокат придумали очередной трюк. Суть его в том, что на оцинковку наносится тонкий шар лакокрасочного покрытия и после этого ее уже можно ввозить по кодам, которые пока не подпадают под действие антидемпинговых пошлин. Согласно прикидкам металлотрейдеров, за прошлый год по такой схеме в страну было ввезено 30-40 тыс. т продукции. В статистических сводках эта подмена как раз и обеспечила существенный прирост потребления проката с покрытием. Хотя, по сути, въезжала все та же оцинковка. И это еще один аргумент, чтобы не медлить с введением заградительных мер и против импорта покрашенного проката. Чтобы прикрыть схему.

Хотя далеко не все игроки рынка в этом заинтересованы. Участие в антидемпинговом расследовании на стороне импортеров принимают около 50 субъектов. Только половина из них –китайские компании. Остальные – украинские трейдеры, торгующие китайским продуктом. Их ключевые аргументы сводятся к тому, что введение пошлин приведет к подорожанию металлопроката на внутреннем рынке, а отечественные производители не смогут заместить потерю китайских объемов. Ведь пока только два предприятия – "Модуль-Украина" в Каменец-Подольском и Heavy Metal (он же Metipol) в Первомайске – выпускают данную продукцию. Впрочем, по словам Дениса Рисухина, даже на двоих они способны за год производить 150 тыс. т проката с покрытием (в 2020-м объемы производства составили около 50 тыс. т). А там гляди запустятся еще 2-3 новых линии по окраске.

Идем в рост

В декабре 2020 г. цены на окрашенный прокат в Украине выросли на 40-50%. Текущий год, по прогнозам, так и пройдет под знаком высоких цен. И этот фактор сегодня еще больше упрощает конкуренцию поставщикам из Китая, поскольку разрыв между их дешевым предложением и украинским продуктом только увеличивается. Но тут самое время вспомнить правило о том, что скупой платит дважды. Прежде, чем подавать жалобу в Минэкономики, представители «Модуль-Украина» провели лабораторные исследования ряда образцов импортного проката. Как оказалось, их параметры часто не соответствуют заявленным характеристикам.

На этот же нюанс обратил внимание и исполнительный директор Украинского центра стального строительства Вячеслав Колесник. По его данным, у китайского проката нередко толщина покрытия краской составляет всего 12-15 мкм при необходимых 25 мкм. Вот и получается, что такая поделка на 25-35% дешевле. Но качественный аналог как минимум в 2-3 раза долговечнее. Другое дело, что конечный потребитель далеко не всегда посвящен в эти тонкости.

Введение предварительных, а в перспективе и полноценных пошлин, как раз и призвано ликвидировать зазор в цене между низкокачественным и добротным продуктом. В УЦСС уже назвали 2021-й годом противостояния между высоким и низким ценовыми сегментами. Тем более, есть за что бороться. Емкость украинского рынка проката с покрытием потихоньку приближается к 500 млн USD годовых. И относительно спроса на него игроки предсказывают дальнейший осторожный рост. По мнению директора Metipol Дениса Рисухина, он составит порядка 5% в 2021 г.

При этом в первом полугодии возможно даже падение, пока потребители будут привыкать к поднявшимся ценам, но во втором – прирост его перекроет. 5% прироста за год прогнозируют и в УЦСС. Но если ситуация на рынке будет развиваться по оптимистическому сценарию, включая стабилизацию цен на прокат и более быстрое восстановление экономики, можно выйти и на показатель в 8-10%.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢