НДТМ должны быть доступными для промышленности

Точка зору

Законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности" уже второй раз отправили на доработку в экологический Комитет ВР. Наиболее спорной для всех сторон оказалась норма, регламентирующая внедрение промышленными предприятиями наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

В последней версии з/п был установлен нереалистичный для бизнеса срок внедрения НДТМ — четыре года. Для сравнения: в странах ЕС этот процесс занял 20-30 лет. Однако разница не только в сроках. Власти Евросоюза активно помогали бизнесу за счет специально созданных фондов, обеспечивали промышленность льготами и налоговыми преференциями. В Украине же никакой финансовой поддержки промышленности в рамках декарбонизации не предусмотрено.

Сам НДТМ – сборник наилучших технологий – должен быть значительно доработан. Сейчас это просто набор технологий, который был взят из европейского законодательства и переведен на украинский язык – хотя даже непосвященным понятно, как велик технологический разрыв между украинскими и европейскими предприятиями. Не все технологи могут быть внедрены в Украине, а только доступные для отечественных производителей. И именно об этом говорится в Соглашении Украины с ЕС.

Внедрение НДТМ должно стать для украинской промышленности хорошим поводом поддержать украинских производителей техники и оборудования, а также использовать механизм локализации производства. Так мы не только внедрим экотехнологии, но также создадим новые рабочие места и расширим внутренний рынок промышленной продукции.

Но без государственных инвестиционных механизмов этот проект не запустить. По расчетам отраслевых экспертов, только для ГМК-индустрии внедрение НДТМ обойдется в 178,2 млрд грн. Эту сумму промышленники не найдут самостоятельно ни за четыре года, ни за десять. Ведущие компании отрасли с большими потерями вышли из карантинного кризиса. Экомодернизация производства – очень дорогостоящий процесс. Отвлечение на него всех свободных средств может привести к финансовому кризису и банкротству украинских компаний. А это значит, что миллионы украинцев могут остаться без работы и средств к существованию.

Авторам законопроекта очень важно понять: экомодернизация промышленности – это большой проект государственно-частного партнерства. По-другому это не работает, о чем наглядно говорит опыт стран ЕС. Надеюсь, доработанный законопроект будет не только регулировать вопросы промышленного загрязнения, но и станет драйвером новой протекционистской промышленной политики. Там, где мы сегодня видим проблемы, нам необходимо увидеть возможности.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢