«Человек-конфликт»

Точка зору

Самый резонансный конфликт этого года в транспортной отрасли между портом «Южный» и ООО «Трансинвестсервис» в очередной раз показал несостоятельность кадровой политики Минтранссвязи, начатой давно. В частности, назначение в декабре 2007 г. начальником порта Юрия Крука-младшего показало, что в реальной жизни, кроме молодости и фамилии, руководитель такого уровня должен был бы обладать и некоторыми иными качествами.
Даже правительство признает большое значение «роли личности на транспорте». Так в Стратегии развития морских портов до 2015 г. отмечено: «Система государственного управления деятельностью морских торговых портов остается неизменной в течение двадцати лет. На порты, в частности, возложены надзорные и регистрационно-разрешительные функции, что существенно влияет на принятие администрациями таких портов решений в отношении других субъектов хозяйствования».

Но если, например, в соседнем Одесском порту, где работают десятки частных компаний, начальник порта Николай Павлюк находит со всеми общий язык, то этого не скажешь о порте Южный. Не зря за Юрием Круком уже закрепились прозвища «человек-конфликт» и «Юра-шлагбаум».

Своим трудоустройством в порту Южный 29-летний на тот момент Юрий Юрьевич Крук обязан своему папе – народному депутату Юрию Борисовичу Круку-старшему. Произошло это знаменательное для всей морской отрасли событие 29 декабря 2007 г. Для Винского это стало первой «пробой сил» по демонстративному игнорированию украинского трудового законодательства. А для Ю.Б.Крука уже второй попыткой трудоустройства младшего сына. За месяц до этого провалилась попытка назначить его начальником порта по линии концерна «Укрморпорт». Ради этого Крук-старший дважды (!) отзывал свою подпись под коалиционным соглашением, в то время, когда у ЮВТ был каждый штык на счету. Оперативно получив гарантии трудоустройства сына при правительстве Тимошенко, Юрий Борисович все-таки вступил в коалицию. Юлия Владимировна точно не забыла этот факт биографии своего новоявленного однопартийца.

Для того, чтобы назначить Ю.Крука и.о. начальника порта, министр И.Винский предыдущим приказом уволил с этой должности Александра Гондзу – второй раз за три месяца. Первый раз это произошло, в сентябре 2007 г. по линии того самого подконтрольного «донецким» концерна «Укрморпорт». Однако Гондза оспорил свое увольнение в суде и именно 28 декабря Апелляционный суд Киева принял решение о незаконности увольнения и восстановлении старого начальника в должности. Кстати, уже в 2009 г. А.Гондза успешно оспорил и второе свое незаконное увольнение и в любой момент может правомерно потребовать восстановления в должности.

Эта ситуация показывает, что и уже списанный премьер-министром в расход как «коррупционер» И.Винский, и пока еще ее «товарищ по партии» Юрий Крук-старший имеют много общего.

Впрочем, нарушением законов в нашей стране удивить кого-либо сложно. Оправданием для этого могло бы быть назначение действительно достойного опытного портовика, имеющего авторитет в отрасли, благо такие были. Чего никак нельзя было сказать о 29-летнем Юрии Юрьевиче.

Да и все предыдущие ступеньки кадрового роста опять же были пройдены благодаря папе. Приведем биографию.

Крук Юрий Юрьевич родился в Одессе в 1978 году. Окончил магистратуру факультета морского судовождения Одесской государственной морской академии, а также Одесскую национальную юридическую академию. В 1999-2001 годах работал заместителем директора крюингового агентства ПП «А1 Маяк Черного моря». В 2001 году начал работать в Одесском морском торговом порту на должности коммерческого директора экспедиторской компании ООО «Интер-контейнер» (связана с бывшим депутатом от БЮТ Александром Единым, соратником Крука-старшего по транспортному комитету ВР, исключенным в 2007 г. из фракции лично Юлией Владимировной, а в настоящее время успешно работающим на свое благо в Партии Регионов). В том же году вошел в состав основателей ООО «Украинская национальная транспортная компания». С 2002 года и судя по официальному сайту – по настоящий момент является коммерческим директором ООО «Украинская национальная транспортная компания». С 2003 года является главой совета ООО «Украинская национальная стивидорная компания». В 2004 году награжден Почетной грамотой Государственного департамента морского и речного транспорта Украины за «многолетнюю добросовестную работу, высокий профессионализм, успешное выполнение производственных задач».

С 1998, в течение трёх лет, был помощником народного депутата Украины Олега Шевчука, первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, транспорта и связи.

А с 2002 года — помощником народного депутата Украины, члена комитета Верховной Рады по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, председателя подкомитета по транспорту Николая Павлюка.

Как видим, «человек-конфликт» с 22 лет в собственном клановом бизнесе, ибо в Одессе хорошо известно, кому принадлежат компании УНСК и УНТК. Двойное же пребывание на «полставки» в качестве помощника народных депутатов, зависящих от папы по комитету ВР, тем более не дало профессиональных знаний. А полученная в 25 лет почетная грамота «за многолетнюю добросовестную работу, высокий профессионализм, успешное выполнение производственных задач» явно выглядит откровенным издевательством над системой государственных наград.

По существующей в Минтрансе процедуре к конкурсу на замещение вакантных должностей уровня начальника порта допускают по двум главным критериям: наличию профильного высшего образования и опыту успешной работы на профильных руководящих отраслях не менее пяти лет. Даже по формальным признакам Ю.Крук не соответствует этим критериям. Высшее образование, вернее даже два – есть, но одно из них – судоводительское, а другое – юридическое, в то время как требуется иметь специализацию инженера-эксплуатационника или экономиста на морском транспорте (до некоторого времени еще допускалось иметь диплом инженера по механизации портов). И даже целый семилетний (!) опыт не работы, но комфортного пребывания в клановом бизнесе, допущенном благодаря политическим договоренностям в Одесский порт, в компаниях, состоящих из стола и стула, по определению не может сравниться с опытом любой реальной работы в морских портах с многотысячными коллективами. Не говоря уже о полном отсутствии работы на низовых должностях, который бы дал настоящее понимание того, что такое причал, грузовой район и в чем состоят интересы трудового коллектива. Ни на одной начальной должности «молодой специалист» не трудился ни дня – усаживаясь сразу в директорское кресло, благо связи папы позволяли.

Что имеем в итоге? Скандал с назначением на должность. Скандал с «отражением рейдерской атаки» путем бегства в Киев «для доклада министру», а на самом деле под защиту папы. Скандал с приписками объемов перевалки. Невиданное в отрасли обложение всех экспедиторов в порту данью в 2 доллара с тонны на свои оффшорные счета. Шокировавшие даже видавших виды финансистов расходы на ремонт своего кабинета, украшенном теперь даже персидскими коврами – 23 тысячи долларов за 1 квадратный метр! Скандальное противодействие строительству причала компанией «Бориваж» в конце прошлого года. Безумное размещение огромных депозитов государственных средств в тонущих, но клановых банках под мизерные проценты. Возмутившая даже мэра Одессы покупка личного участка земли на престижнейшем Французском бульваре за 2 миллиона долларов наличными. Содействие своим доверенным лицам в краже 24 гектаров (площади, вдвое превышающей все склады порта!) из состава земель, которые должны были стать залогом развития государственного порта. Теперь за их использование, уже в качестве собственности частного «инвестора», придется расходовать средства этого самого государственного предприятия.

В этом году – скандал с крупнейшим морским инвестором Украины, попытки силового давления, использование админресурса, вовлечение правоохранительных органов, криминальные разборки, двойное завышение расходов государственных средств на дноуглубление и строительство причалов, блокада работы крупнейшего зернового терминала страны, недопущение субъектов внешнеэкономической деятельности к офисам государственных органов, расположенных в порту – таможни и пограничников, недопуск судов к причалам порта, фактический срыв программы дноуглубления Аджалыкского лимана, фантастические траты государственных средств на распространение заказных сюжетов в СМИ, блокирование строительства крупнейшего в стране контейнерного терминала, и опять – приписки, приписки, приписки.

Да и вообще, в какой еще стране можно представить ситуацию, когда министру транспорта приходится проводить совещание, на котором убеждать начальника порта пустить судно в государственный порт и получить за это деньги на счета государственного предприятия? Именно, такое совещание провел 4 сентября и.о. министра Василий Шевченко. Сам факт такого совещания уже является дикостью по любым стандартам.

Кроме того, Ю.Крук поставил в очень неудобное положение своих коллег из других государственных портов. Вынужденное приводить аргументы в свою защиту руководство частной компании привело шокирующие факты, показывающие, что частная компания работает гораздо более эффективно, чем соседний государственный порт, да еще и объявивший себя лидером отрасли. И речь идет не только о том, что руководство порта утверждает завышенные вдвое, по сравнению с частником, расходы, но в том, что огромное государственное предприятие на самом деле является убыточным по своей основной деятельности – перевалке грузов, и только дотации государственных средств в виде целевых портовых сборов спасают его от банкротства. Это и есть истинная цена управленческим качествам юного «руководителя». Средства, по праву принадлежащие учителям, врачам, пенсионерам и военным – идут на покрытие прорех в бюджете государственного предприятия, управляемого Круком-младшим. В масштабах отрасли каждый год теряется до 2 миллиардов гривен – почти 10% бюджетного дефицита на 2010 г! Неслабая цена за эксперименты клана Круков и их подельников на государственном имуществе.

Понятно, что на недавнем совещании в Одессе Юлии Тимошенко не с руки было поднимать эти проблемы. Перед выборами ей крайне невыгодно сердить портовское лобби показательными порками. Тем более, что если такова ситуация в самозваном «лидере отрасли», то где гарантия, что в других портах она иная? Хотя уже скоро ситуация поменяется.

Но, без сомнения, Юлия Владимировна, понимает, что происходит. Она не забыла ни публичное унижение себя со стороны Крука-старшего в 2007 г., ни унижение ее Одесской партийной организации со стороны Крука-сына, ни настойчивое тяготение клана Круков к собственной Партии Зеленых, ни демонстративное игнорирование ими потребностей предвыборной кассы БЮТа. Именно это понимание и проявилось в ее отповеди на жалобы Крука-младшего на совещании в Одессе: «Теперь я понимаю, почему каждый раз, когда я приезжаю в Одессу, меня встречают демонстрации с лозунгами, направленными против вашей деятельности». И это радует.

Осталось дождаться, когда скорая на расправу премьер перестанет ограничивать себя условностями предвыборной лояльности и вспомнит циничный, но эффективный принцип прагматичного политика – «Бей своих, чтоб чужие боялись». Да и какие Круки ей свои? Они всегда были своими, собственными.

Показательная чистка партийных рядов, наведение порядка в огромной отрасли, выведение из тени миллионов долларов, присваиваемых сегодня коррумпированными чиновниками, снятие рогаток на пути инвестиций – это именно то, чего ждут от нее десятки тысяч людей, занятых в отрасли и сотни тысяч, связанных с ней. Они поддержат премьера, если премьер поддержит их.

Эдуард Ерохин

Новини

19 Квітня 2024

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢