В.Кальченко: "Население платит за электроэнергию 30% стоимости"

Публікації

Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, по сути, регулирует финансовые потоки в топливно-энергетическом комплексе. Влияние НКРЭ на отрасль трудно переоценить, поэтому издание обратилось к председателю Комиссии Валерию Кальченко с просьбой рассказать о своем видении тех проблем, которые сегодня наиболее актуальны.

– Валерий Николаевич, в октябре-ноябре Комиссия предупредила целый ряд облгоргазов о возможности лишения лицензии в 2010 г. Насколько это реально?

– Во многом это зависит от того, как будет разворачивать свою деятельность "Нефтегазмережи", дочернее предприятие НАК "Нафтогаз Украины". Это колоссальный объем работы. Когда "Нефтегазмережи" будет готово, тогда и будем действовать. На лишение лицензии времени много не уйдет, это не проблема. Если есть два нарушения лицензионных условий, то компания лишается лицензии автоматически. И суд не сможет это решение Комиссии оспорить, потому что оно принято в рамках действующего законодательства лицензионных условий.

Просто пока не было принято такого решения – вернуть все обратно и дать попробовать поработать государству. А когда придет время, тогда и будем думать: либо новая приватизация, либо все-таки оставить в госсобственности. Разговоры на этот счет разные были, но сегодня все равно некому больше выполнять функции социального характера по поставке газа, кроме как государству.

Но очень важно, чтобы эта выдача лицензий одним и аннулирование другим прошли одномоментно и не сказались на потребителях. Вот это надо сбалансировать.

НАК "Нафтогаз Украины" юридически оформил возврат всех сетей в управление "Нефтегазмережи". И сегодня "Нефтегазмережи" начало работу по Винницкой обл. У них есть персонал, есть база. Да, первое время они понесут определенные затраты, чтобы это организовать. "Нефтегазмережи" пошли даже на то, что арендуют помещения, создают свою базу, приглашают специалистов. И на каком-то этапе "Нефтегазмережи" полностью организует работу параллельного предприятия. Тогда можно переходить к аннулированию-выдаче лицензий.

– Какова сейчас степень износа газораспределительных сетей?

– Не готов сказать.

– Сколько лет надо на их модернизацию и во сколько это обойдется?

– Понимаете, эта ситуация связана с тем, что нет закона о рынке природного газа. И сегодня кроме собственника есть пользователь, арендатор. Правила игры, которые должны жестко регламентировать его при использовании тарифных средств и расчетах за природный газ, некомплексны. Комиссия решает вопрос алгоритма распределения средств для населения и бюджетных учреждений, а теплокоммунэнерго и промпредприятия имеют прямые договора с ДК "Газ Украины", и мы это не контролируем.

То есть, если по бытовым и бюджетным потребителям мы за 2 года добились 100% оплаты, то по этому направлению, они, мягко говоря, недоплачивают. За все время аренды газораспределительных сетей облгазы набрали долгов на 8 млрд. грн. Как в таких условиях может быть открытая игра? Что НКРЭ установит в тарифе инвестсоставляющую, если облгоргазы просто не хотят платить за газ, за который получают предоплату от промышленных потребителей?

То есть, нет четких правил игры и нельзя давать деньги на инвестиции. Они нам направляют инвестпрограммы на утверждение, чтобы потом сказать, что они обратились в НКРЭ, а Комиссия не дала денег на развитие. А если бы вы посмотрели их документы, то стало бы понятно, что это просто пиар-ход, чтобы снять с себя ответственность за состояние сетей и переложить ее на НКРЭ, которая якобы не предусматривает деньги в тарифе.

– Последнее время в Минтопэнерго активно обсуждается вопрос передачи ТЭЦ в управление НАК "Нафтогаз Украины". На Ваш взгляд, насколько это целесообразно?

– Что касается ТЭЦ с довоенной и послевоенной датой постройки, то сегодня надо думать, чем заменить эти ТЭЦ, потому что сегодня их основная функция – это теплообеспечение городов и поселков. А где брать для этого средства, если бы они оставались в ведении Минтопэнерго? Каждый год с началом отопительного сезона начинаются обращения местных администраций с просьбой о финансовой помощи. И министерство вынуждено на них реагировать, чтобы обеспечить нормальное прохождение отопительного сезона, пытаться повлиять на ГП "Энергорынок" для выделения кредитных средств, чтобы собственник газа был лоялен к этим ТЭЦ в выделении лимитов газа вне зависимости от существующих долгов.

Такой режим неэффективен. Пережить отопительный сезон, а потом ждать следующего года? Да, зимой эти ТЭЦ дают тепло и горячую воду. А что, у нас летом во многих городах есть горячая вода? Нет. Поэтому передача ТЭЦ в управление НАК "Нафтогаз" решает хотя бы одну проблему – текущей оплаты за природный газ. Но это пока не решает комплексный вопрос: а что с ними делать в будущем? Из-за изношенности оборудования это очень дорогое тепло. Среди переданных "Нафтогазу" есть только Харьковская ТЭЦ-5, крупная современная ТЭЦ, о ней еще можно дискутировать. По остальным вообще вопросов не возникает. По крайней мере, НАК сможет собрать те деньги, которые поступают от потребителей за природный газ.

– Комиссия утверждает тарифы на природный газ, электроэнергию. Насколько они сейчас экономически обоснованны?

– По электроэнергии для населения мы имеем сегодня 30% от ее реальной стоимости, это ведь не секрет. Есть льготы для части других потребителей. Все остальные тарифы на электроэнергию экономически обоснованны. Но, чтобы минимизировать розничные тарифы для населения, мы ограничиваем дополнительную прибыль генерирующих компаний, увеличение инвестпрограмм для облэнерго, лишая их возможности модернизировать свое оборудование. У нас появится возможность развивать электроэнергетику, если мы сможем решить вопрос с тарифами по населению.

По ценам на природный газ если взять, к примеру, население, то цена обоснована полностью, кроме одного вопроса. Это инвестпрограммы газодобывающих компаний. Если мы слышим, что надо вкладывать средства для поддержки отечественной газодобычи хотя бы на существующем уровне, то вопрос один: "Сколько для этого нужно денег?". Есть процедура, которая работает в электроэнергетике: все инвестпрограммы проходят утверждение в Минтопэнерго, "Укргосинвестэкспертизе". НКРЭ без этой процедуры сложно контролировать реальность объемов инвестпрограмм, их стоимость.

Поэтому если бы эта система работала и в нефтегазовой отрасли, мы бы четко понимали, какая величина инвестиций необходима. И тогда надо включить ее в стоимость газа для населения и говорить, что нам действительно необходимо повышать эту цену.

Сегодня мы, условно говоря, минимизировали инвестпрограммы, потому что они не подтверждены газодобывающими предприятиями. Поэтому говорить, что нынешняя цена газа для населения не соответствует экономически обоснованной, что ее завтра надо повышать… да, надо. Скажите, насколько? Подтвердите мне, что если через год-два мы не будем иметь достаточного количества газа собственной добычи, то цена для населения и так увеличится за счет замены его на импортный газ, который значительно дороже. То есть теоретически цену на газ для населения надо повышать, но практически оснований для этого сегодня у Комиссии нет.

– А какой смысл развивать отечественную газодобычу, если цена газа будет на уровне импортируемого?

– Возможно, цена собственного газа будет больше, чем сейчас, но меньше импортного. И мы будем иметь не 20, а 25-30 млрд. куб.м. собственного газа. Чтобы этого достичь, необходимо не поддержание существующего количества скважин, а разработка новых месторождений, требующая многомиллионных и многомиллиардных вложений. Как? Через кредитование, чтобы уменьшить влияние на цену собственного газа, потому что кредитование растянуто во времени.

Берем 30% собственных средств и 70% заемных. 30% – сколько это составляет? 70% – на сколько лет? Тогда можно доказать расчетным путем, что стоимость природного газа собственной добычи нам обойдется в тех же 200 долл. за 1000 куб.м. Но если вам как потребителю все равно, за какой газ платить, то государству не все равно – если эти деньги останутся в стране, и наша зависимость от импортного газа уменьшится на 10 млрд. куб.м. Это комплексный подход к определению цены газа собственной добычи.

– Когда будет устранен перекос в тарифах на электроэнергию между бытовыми и промышленными потребителями?

– Думаю, что после отопительного сезона мы вернемся к этому вопросу и немножко иначе расставим акценты. Потому что у нас были попытки увеличить тариф для тех, кто потребляет больше 600 кВт в месяц, но это надо согласовывать с профсоюзами и это не решает вопрос. К нему надо подходить комплексно. Отраслевые профсоюзы "за" повышение тарифов, они понимают, что сегодня мы ограничиваем тариф, прибыль облэнерго, генераций, а это в том числе и зарплата. Вот они должны убедить остальные профсоюзы, что этот процесс неизбежен: мы теряем намного больше на тех же работающих, чем на потребителях.

Потребитель не заметит повышение тарифа на 20-30%. Он сейчас платит, условно говоря, 30 грн за 150 кВт в месяц. А заплатит 36-40 грн. За разговоры по мобильному телефону платят на порядок больше, и никто этого не замечает. Я думаю, мы найдем консенсус, но разгар отопительного сезона – неподходящее для этого время.

– Какова общая задолженность облэнерго с учетом долгов прошлых лет?

– Порядка 14,5 млрд. грн.

– Она сейчас как-то гасится?

– Да. Практически на 100% заключены договора реструктуризации между ГП "Энергорынок" и облэнерго в рамках закона №2711.

– Сколько такой задолженности прошлых лет гасится в этом году?

– По закону предоставляется 2 года отсрочки и рассрочка платежа на 8 лет. Но поскольку несколько раз продлевали срок действия закона №2711, то дата отсрочки у некоторых облэнерго отличается. В текущем году мы планируем погасить порядка 50 млн. грн старых долгов. Кроме того, в сумму долга 14,5 млрд. грн входит и списанная задолженность на 1,2 млрд. грн, на которую мы должны установить целевую надбавку. То есть эта часть задолженности уже погашена, и она будет возвращаться в виде надбавки или генерации, или облэнерго. Насколько я знаю, многие облэнерго также хотят использовать постановление КМ №193 по компенсации разницы в тарифах, поэтому кроме этих 50 млн. грн еще будет возможность использовать взаимозачет. Это может быть уже 250-300 млн. грн.

– Из-за уменьшения объемов энергопотребления будут ли в следующем году сокращаться инвестпрограммы для облэнерго?

– Мы их уже подкорректировали в 2009 г. Наверно, выше того уровня, что у нас есть в этом году, на следующий год не будет. Мы хотим в 2010 г. удержать тарифы на том уровне, на котором они есть. Но сейчас никто не ограничивает облэнерго, и они могут использовать другие виды поступления денег, от непрофильных видов деятельности. Это и экономия нормативных потерь, и получение платы за реактивную электроэнергию, которая не входит в стоимость тарифа, но приходит к ним на счет – мы рекомендуем как минимум 50% из этих средств направлять на инвестпрограммы. За счет этих источников можно увеличить инвестпрограммы.

– Каков общий объем инвестпрограмм для облэнерго на 2009 г?

– Основной источник формирования инвестпрограмм – это обязательные амортизационные отчисления, которые за последние годы значительно выросли. Общий объем ивестпрограмм на этот год составил порядка 2,0 млрд. грн.

– Рассматриваются ли сейчас инициативы НАЭК "Энергоатом" о повышении тарифов на 2010 г. для достройки 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС?

– Они представили в Комиссию материалы для утверждения тарифов на 2010 г. Там есть и вопросы достройки Х-3, Х-4. Но на сегодня мы можем принять, и то пока нет полного подтверждения необходимых сумм, только реконструкцию и восстановление той части оборудования, которые есть на данный момент. 70% зданий и сооружений стоят, чтобы их восстановить, необходимы определенные средства.

Речь шла о 240 млн. грн (на этот год), но нам нужно подтверждение. Эта сумма несопоставима с необходимой для достройки Х-3, Х-4. Кто будет строить, за какие средства? Победитель говорит, что внесет 94% – на каких условиях кредитования, какая сумма необходима по годам, на сколько лет – мы этих данных не получили. Поэтому, если говорить, что им нужен 1 млрд. грн на следующий год для стройки, то нам нужны обоснования. Тогда будем думать о том, чтобы включить в тариф. Планируется также еще 2,5 млрд. грн в госбюджете, как целевая надбавка к тарифу на электроэнергию, которые выделяются целевым назначением не только для "Энергоатома", но и для НЭК "Укрэнерго", "Укргидроэнерго" и др.

– А какие суммы предлагается предусмотреть в тарифе?

– Основные составляющие – это стоимость ядерного топлива и его вывоз. Без этого говорить сегодня об уровне тарифа на 2010 г. для "Энергоатома" сложно. Безусловно, мы учтем в тарифе и средства, необходимые на продление срока эксплуатации блока №1 Ровенской АЭС, но только при условии обоснования. Но это все-таки не основная составляющая при расчете тарифа.

– Какой приоритет будет в инвестпрограммах по облэнерго?

– В первую очередь это будет модернизация и реконструкция существующих локальных сетей. Это приводит к уменьшению нормативных потерь. Сейчас они в среднем около 12%. Эти цифры отличаются для различных облэнерго, они зависят от количества потребителей, длины сетей. Новое строительство будет рассматриваться в исключительном случае, если это подключение бытовых потребителей, поселков. Но это не природный газ, такие случаи единичны. Наши потребители электрической энергии охвачены сетями.

– До какого уровня можно уменьшить потери в сетях?

– Мы уже ушли от коммерческих потерь. Сбыт работает так, что коммерческих потерь нет. Остались технические. Их можно устранить путем модернизации. Если привести сети в надлежащее состояние, не только технически, но и за счет диспетчерской оптимизации, то теоретически можно уменьшить до 8-9%. А в следующем году на 0,5-0,8%, если получится осуществить все планы. Раньше, лет 8 назад, эти потери были 20%. О таком уровне как сегодня, 12%, тогда мы и мечтать не могли.

Игорь Воронцов

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢