Украина движется к дефолту?

Публікації

Долги украинских властей по итогам текущего года составят величину, равную годовым доходам государственного бюджета страны. Поскольку денег в бюджете нет, то для того, чтобы расплатиться с долгами, правительству придется снова занимать, но уже по более высоким ставкам. Этот цикл не может длиться вечно, и, как правило, заканчивается либо ужесточением фискальной политики, либо дефолтом страны.

С 2004 года в Украине прочно укрепилась политика социального популизма. Каждое правительство старается раздать как можно больше денег широким слоям населения. На первом этапе это делалось за счет перераспределения расходов бюджета. На социальные выплаты направлялись деньги, вырученные за счет сужения финансирования государственных инвестиционных проектов, льгот, помощи бизнесу и пр. Однако экономика Украины не успевала за социальными обещаниями властей, поэтому позже на эти цели пришлось привлекать заемные средства.

Активная долговая политика очень понравилась украинским властям. Она позволяла не только повышать уровень благосостояния народа и экономики в целом, но и создать проблемы для своих конкурентов в случае утери власти. Оставив своим оппонентам одни обязательства, потерявшее власть правительство закладывает, таким образом, хорошую платформу для того, чтобы вернуть ее уже на следующих выборах. Пока его оппоненты разберутся с доставшимися им в наследие проблемами, настанет время очередного голосования, и утратившая власть политическая сила снова обретет влияние на фоне риторики о неэффективности работы своих оппонентов.

К сожалению, в перманентной политической борьбе, ни одно правительство ключевых политических сил Украины, которые пребывали при власти в последние шесть лет, не решилось пойти на оздоровления финансовой сферы, что требовало бы сокращения (по меньшей мере, сдерживания роста) социальных расходов. Финансирования бюджета каждый год сводилось с положительным значением, что подразумевало превышение объема заимствований над объемами погашения кредитных обязательств.

Финансово-экономический кризис прервал эту циклическую цепочку, и теперь властям приходиться рассчитываться по долгам своих предшественников. Нынешнее правительство уже получило "привет" из прошлого. В этом году ему необходимо погасить 27,4 млрд. грн долгов, которые сформировали его предшественники. Кроме того, в этом году всплыли и доли НАК "Нафтогаза", которые он набрал в 2004 г.

Закономерно, что правительство Ю. Тимошенко также не изъявило желание жертвовать рейтингом ради экономических интересов государства. Более того, финансовый экономический кризис и грядущие президентские выборы вынудили ее резко увеличить пассивы с тем, чтобы профинансировать социальные расходы, поддержку курса гривны, подготовку к Евро 2012 г. и пр.

Начиная с 2008 г. суверенный долг Украины начал стремительно расти. По итогам нынешнего года, по прогнозам экономистов МВФ, он может достичь уровня 36% по отношению к ВВП. Заемные деньги, которые в этом году Кабмин привлекал в основном у МВФ и НБУ, он потратил на поддержание социальной сферы, стабилизацию банковской системы и развитие инфраструктуры под Евро 2012.

По состоянию на июль текущего года, совокупный долг государственных органов власти составил 279,6 млрд. грн, что превышает государственный бюджет Украины. Это означает, что будущие поколения должны отдать годовой бюджет страны только для того, чтобы рассчитаться по долгам своих предшественников. При этом ключевая проблема заключается в том, что привлеченные деньги направляются не в активы, которые в дальнейшем позволят вернуть долговые средства и принесут дивиденды, а на текущее потребление, экономическая "отдача" от которого для бюджета близка к нулю.

При этом только за девять месяцев этого года сумма государственного и гарантированного государством долга Украины увеличилась в гривневом эквиваленте на 90,2 млрд. грн или на 47,63%. Существенный вклад в столь значительный прирост внесли второй и третий транш кредитной линии МВФ в рамках общей программы "Стенд-Бай".

Увеличение внешней задолженности в условиях финансово-экономического кризиса является негативным фактором для экономики. Однако еще хуже обстоят дела с формированием портфеля внутренних пассивов, который в последние годы растет колоссальными темпами. Если в 2007 году соотношение между внутренними и внешними заимствованиями составляли 1:3, то в 2009 оно составило 1:1,9. Сам факт роста доли внутренней задолженности ведет к вымыванию ликвидности с внутреннего финансового рынка страны.

Долговая политика украинского правительства все более напоминает формирование долговой пирамиды в 1999-1998 гг. в России, которая стала одним из ключевых факторов дефолта РФ. Тогда российское правительство для того, чтобы профинансировать расходы размещало гособлигации с 80%-ной доходностью. Однако в один день иностранные инвесторы, напуганные разворачивающимся кризисом в Азии, одновременно предъявили эти бумаги к оплате, что повлекло признание неплатежеспособности Кремля.

Сейчас украинское правительство выставляет краткосрочные ОВГЗ с предельным уровнем доходности 29,5%. При этом, из 4,6 млрд. грн, собранных в такой способ в октябре, 4,4 млрд. грн придется возвращать уже в следующем году – в апреле и сентябре. Очевидно, что выборы окончательно опустошать казну, поэтому у нового правительства попросту не будет денег, чтобы рассчитаться с кредиторами. Не исключено, что вопрос погашения обязательств будет решаться или через реструктуризацию долгов, что будет означать технический дефолт Украины, или через новые долговые обязательства, что только отсрочит дефолт. Признание неплатежеспособности приведет к ухудшению суверенных кредитных рейтингов Украины, что автоматически ухудшит корпоративные рейтинги и сузит доступ отечественных компаний к кредитным долговым ресурсам на мировых рынках.

Очевидно, что спираль популистских решений стоит украинским гражданам дороже, нежели те социальные выплаты, которые они получили. Украинская политическая элита должна осознать, что долги, как и работа, никуда не денутся.

Алексей Виниций

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢