Минск уступил Москве

Точка зору

Единственной преградой для того, чтобы вплотную заняться организацией поставок в Белоруссию каспийской нефти, в Минске называли «отсутствие экономической целесообразности». Последний раз такого рода формулировка звучала из уст президента Александра Лукашенко в ноябре минувшего года в интервью азербайджанскому информационному агентству Trend News. «На сегодняшний день пока экспортная цена азербайджанской нефти высоковата. Не складывается экономика на другом конце этой трубы – на нефтеперерабатывающих заводах», – сказал тогда Лукашенко и многозначительно добавил: «Но это пока». «Россия – дружественная нам страна, но мы не можем зависеть только от одного поставщика», – пояснил он.

«В ситуации, когда в нормальном рабочем порядке решается вопрос поставок российской нефти, наверное, нет смысла увеличивать финансовые затраты, покупая каспийскую нефть», – говорил примерно через неделю после заявления президента заместитель генерального директора Мозырского НПЗ Сергей Солодовников.
Тогда даже самые пессимистично настроенные по отношению к российско-белорусской интеграции эксперты не могли предположить, что уже с начала нового года экономика «на другом конце трубы» существенно изменится. По данным на 25 января, объемы поступающей в Белоруссию нефти упали в два раза. За 24 январских дня на белорусские НПЗ поступило 600 тыс. тонн нефти, что в два раза меньше привычных объемов. Заговорили о вынужденной остановке НПЗ. Российская нефть в одночасье стала слишком дорогой для того, чтобы «экономика сложилась».

В краткосрочной перспективе ситуация, конечно, сложная, поскольку до сих пор Белоруссия вопросы поставки каспийской нефти только «прорабатывала», не делая никаких конкретных шагов. Однако в более отдаленной перспективе она вполне решаемая. Страны-соседи давно зовут Белоруссию участвовать в новых проектах транспортировки нефти в Европу. В частности, речь идет о так называемом проекте Одесса–Броды–Гданьск. Специалисты утверждают, что технически его реализация возможна. Для этого на территории Белоруссии нужно протянуть перемычку между трубопроводами Одесса–Броды и белорусской «Дружбой». Напомним, что в настоящее время по нефтепроводу Одесса–Броды идет российская нефть в реверсном направлении. В то же время изначально он и задумывался как нефтепровод для транспортировки каспийской нефти в Центральную Европу и Прибалтику. Планируется дотянуть трубу до Гданьска и включить в систему белорусскую «Дружбу». Сегодня активность в возобновлении этого проекта проявляют Польша и Украина. Шла даже речь о том, что частично этот проект может профинансировать ЕС. Об этом проекте Александр Лукашенко говорил во время недавней встречи с Виктором Ющенко. «Мне кажется, этот вариант возможен, абсолютно без проблем мы можем поставить в Мозырь очень качественную каспийскую нефть», – утверждал тогда Лукашенко. Причем, по его словам, «Беларусь уже несколько раз подходила к решению вопроса о поставках углеводородного сырья из Азербайджана, в частности – нефти, и достаточно серьезно просчитала эти варианты».

Напомним, что весной в Варшаве на общем собрании акционеров пятистороннего международного нефтетранспортного предприятия «Сарматия» было даже утверждено технико-экономическое обоснование данного проекта. Отмечалось, что нефтепровод не будет испытывать проблем с недостатком нефти. По оценкам экспертов, добыча нефти в Каспийском регионе до 2015 года должна возрасти на 100 млн. тонн в год, а в период до 2025 года – на 150 млн. тонн в год. Что касается Азербайджана, то озвучивалась возможность поставки по нефтепроводу Одесса–Броды до 5 млн. тонн азербайджанской нефти в год.

До недавних пор неконструктивную позицию занимал Казахстан, без нефти которого европейский нефтепровод не заработает на полную мощность. Однако не так давно посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов заявил, что Казахстан готов поставлять нефть на белорусские НПЗ. «Это заявление посол сделал не без согласования со своим руководством», – тут же с удовольствием подчеркнули некие неназванные эксперты в Минске. Даже не беря в расчет на последовавшие вслед за высказыванием посла сомнения казахстанских нефтепереработчиков в скорой осуществимости этого проекта, готовность Казахстана хотя бы рассматривать его – это уже шаг к реализации проекта.

Напомним также, что Белоруссия сама добывает нефть в Венесуэле – первый миллион тонн был добыт осенью минувшего года. На начальной стадии реализации проекта с Венесуэлой шла речь о том, что в перспективе Белоруссия сможет добывать там около 4 млн. тонн нефти. Меньше официальной информации об успехах в Иране, где у Белоруссии также созданы нефтедобывающие предприятия. Однако о том, что там уже «в тестовом режиме» добывается нефть, сообщалось более года назад. По оценкам экспертов, геологические запасы месторождения «Джофеир» в Иране, где ведет нефтедобычу белорусско-иранское совместное предприятие, оцениваются в 2,1 млрд. баррелей. Венесуэльскую нефть тамошний партнер уже продает на мировом рынке, и пока речь не шла о том, чтобы везти ее танкерами в Белоруссию. Лукашенко говорил, что Россия вынудила его добывать нефть на другом континенте, чтобы заработать деньги и рассчитаться с Россией. Однако «упрямый» Лукашенко если понадобится, то и танкерами привезет ее в Белоруссию.

Та договоренность, которой Москва и Минск достигли после долгой и продолжительной нефтяной войны, вероятнее всего, только подтолкнет Александра Лукашенко к реализации проекта Одесса–Броды и соответственно оттолкнет от России. Несмотря на «хорошую мину» белорусского руководства, в нефтяной войне они понесли большие финансовые потери. Очевидно, что Белоруссия перестала быть нефтяным офшором. В то же время, судя по позиции России, от своих позиций Минск не отступил и продать свои заводы россиянам не согласился. Это может означать только одно – у Александра Лукашенко имеются другие планы относительно использования мощностей этих предприятий. Эксперты с большим нежеланием комментируют возможные последствия нефтяной войны, однако думается, что независимо от ее нынешнего исхода в более отдаленной перспективе она принесет Москве больше минусов, чем плюсов. Конечно, если вести речь о геополитических интересах Кремля, а не о финансовых – нефтяников и бюджета.

Еще недавно в Минске эксперты по энергетическим вопросам сокрушались по поводу того, что Белоруссия не торопится с диверсификацией, несмотря на планы диверсифицировать 20% энергоносителей. Предполагалось, что к обсуждению проекта Одесса–Броды–Гданьск Белоруссия может подключиться лишь после 2012 года, когда заработает БТС-2. Сегодня, однако, есть все основания предполагать, что этот процесс может ускориться. Интересно, что в день неудачного окончания нефтяной войны Александр Лукашенко принимал у себя в Минске главу администрации президента Ирана Эсфандияра Рахима Машаи. Накануне посол этой страны в Минске Сейед Абдолла Хосейни говорил о том, что его страна заинтересована «в расширении белорусского присутствия на иранском нефтяном рынке». Возможно, визит главы администрации предшествует официальному объявлению о добыче нефти на совместно эксплуатируемых месторождениях. А может, и старту новых нефтяных проектов. Да и настойчивое приглашение Польши и Украины участвовать в проекте Одесса–Броды–Гданьск тоже как нельзя кстати.

Антон Ходасевич

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢