LNG двух морей

Публікації

Сегодня на нашем континенте только страны Центральной Европы еще не покупают природный газ в сжиженном виде. Но скоро ситуация изменится. За строительство первого терминала по приему LNG-газа на Балтике взялась Польша, на Черном море соорудить подобный объект задумала Украина. У этих проектов много общего, однако есть и отличия.

Польская проба

Сегодня Польша испытывает такую же зависимость от российской газовой трубы, как и Украина. Страна потребляет порядка 14 млрд куб. м газа в год,  добывая самостоятельно лишь 4 млрд куб. м. Все остальное приходится экспортировать из России (за исключением мелких поставок из Украины, Германии, Норвегии). Чтобы выполнить требование Евросоюза об обязательной диверсификации источников энергоносителей, в Варшаве еще несколько лет назад приняли политическое решение обустроить комплекс по приему сжиженного природного газа на Балтийском побережье. В экономическую плоскость оно перекочевало после подписания долгосрочного контракта с компанией Qatargas, что повлекло за собой масштабную новостройку в порту с трудно произносимым названием Свиноуйсьце.

Упомянутый контракт заключен еще в прошлом году и предусматривает, начиная с 2014 года, поставку в Польшу 1 млн тонн LNG (примерно 1,4 млрд куб. м после регазификации) ежегодно в течение 20 лет. В условиях документа прописано, что даже если Польша к 2014 году не успеет построить собственный газовый порт, ее национальная нефтегазовая компания PGNiG должна выбирать законтрактованный объем на ближайшем к стране LNG-терминале в бельгийском Зеебрюгге. Долгосрочная цена закупки газа в контракте не установлена. Она будет согласована Qatargas и PGNiG ближе к моменту поставок.

Свиноуйсьце – это город-спутник крупного польского порта на Балтике Щецина. Он расположен на двух островах непосредственно на входе в Щецинский залив, совсем рядом с немецкой границей. Так что гипотетически местный порт может получать сжиженный газ и для нужд Германии.

Инфраструктуру для приема LNG здесь решили создать по принципу внутреннего порта, что предполагает сооружение у берега отдельного газового кармашка на площади 130 га. Он будет ограничен 3-километровым Г-образным волнорезом, переходящим в причал, у стенки которого и должны швартоваться суда – на расстоянии 800 м от берега. От причалов газ собираются перекачивать по трубопроводам на берег, где разместят резервуары для его хранения и мощности по превращению LNG в обычный природный газ. По плану порт в Свиноуйсьце должен принимать суда-газовозы объемом 200 тыс. куб. м и осадкой до 13 м. Мощности комплекса рассчитаны на перевалку 5 млрд куб. м газа в год с возможностью увеличения их до 7,5 млрд куб. м.

Комплексный проект газового порта для Польши разработала канадская компания SNC Lavalin, а подрядчиком по строительству на тендере избран консорциум из 4 участников, представляющих Польшу, Италию, Францию и Канаду. Сметная стоимость непосредственно газового комплекса оценивается в чуть менее 700 млн евро. Но еще около 1 млрд евро придется вложить в портовую инфраструктуру. Со всеми работами польское правительство планирует уложиться до 30 июня 2014 года. В сентябре в Свиноуйсьце начались геодезические работы, еще до конца года должны быть заложены фундаменты под резервуары и закуплен специальный никелированный лист для их возведения. Следующие фазы таковы: 2012 – строительство резервуарного парка и прокладка газопроводов к танкерному причалу, 2013 – подсоединение терминала к польской наземной газотранспортной сети, первая половина 2014 – наладка и испытание всей системы.

Но для желающих последовать примеру Польши самым животрепещущим остается вопрос: как финансируется эта затея в Свиноуйсьце? Надо отметить, что строительство осуществляется в четыре как бы разрозненных этапа. За новый волнорез, подводные и дноуглубительные работы отвечает морской департамент Польши, за причалы и эстакады под разгрузку LNG – дирекция портов Щецин и Свиноуйсьце, за сам комплекс по накоплению и ректификации газа – специально созданная компания Polskie LNG (с доминирующим государственным капиталом), а за смычку терминала с ГТС – оператор польских наземных газопроводов Gaz-System. Такое разделение труда имеет свои преимущества, поскольку распределяет финансовую нагрузку между несколькими субъектами. Однако не исключены и риски: если затормозит кто-то один, может остановиться весь проект.

Пока президент компании Polskie LNG Збигнев Рапцяк утверждает, что проблем с финансированием у строителей газового терминала нет. Весьма позитивным сигналом для них стало решение Европейской комиссии предоставить безвозмездную помощь этому проекту в объеме 80 млн евро. Причем этот подарок от ЕС может быть и не последним. Polskie LNG подала заявку на еще более чем 100 млн евро поддержки в рамках евросоюзовской программы развития инфраструктуры и окружающей среды. Кроме того, компания весной 2010 года подписала соглашение с группой польских и иностранных банков о выкупе ее облигаций на сумму порядка 1 млрд евро, а позже договорилась о привлечении еще 200 млн евро у ЕБРР. Суммарно этого должно хватить. А если и останутся какие-то финансовые бреши или в ходе строительства стоимость работ возрастет, эту разницу Польша вполне способна покрыть из госбюджета.

Украинский колорит

В Украине за продвижение проекта строительства LNG-терминала резво взялось недавно созданное Государственное агентство по управлению национальными проектами. Минтопэнерго, первым выступившее с такой инициативой, оказалось как бы не у дел. Хотя, возможно, Юрию Бойко даже выгодно отойти в тень. Реально "командовать парадом" все равно будет он, а новый орган послужит витриной, отражающей только поверхностную часть этого процесса. Пока LNG-проект успел обзавестись всего двумя вещами: директором – им стал бывший руководитель Киевского метрополитена Петр Мирошников, и тоненькой брошюркой об основных принципах реализации задуманного.

Но даже сейчас уже можно начинать играть в игру "Найди 10 отличий от терминала в Свиноуйсьце". Первый принципиальный момент заключается в том, что в Госагентстве по нацпроектам более склонны рассматривать строительство газового терминала как частный бизнес-проект, где государству отводится в основном функция патронажа. В Польше, напомним, ведущую роль играет национальная компания. В презентационных материалах, подготовленных украинскими чиновниками, также учитывается возможность создания международного консорциума с мажоритарным участием государства. Но есть и второй сценарий, где последнему в консорциуме отводится не больше 5-10%.

Руководитель рабочей группы по подготовке национальных проектов Владислав Каськив в одном из недавних интервью дал понять, что является сторонником как раз второго варианта. По его мнению, хотя этот проект с точки зрения национальных интересов и стратегический, но тратить на него бюджетные деньги не стоит. Возможно, это просто от бедности. Ведь по предварительным расчетам, сам терминал обойдется в 750 млн долл.,  инфраструктура – еще в 400-600 млн долл. (в зависимости от месторасположения). Самостоятельно найти такие средства как бюджету, так и Нафтогазу будет затруднительно. А кредитными обязательствами они и так связаны по рукам и ногам, причем пик выплат придется на 2013-2014 годы – предположительно самый разгар строительства LNG-терминала.

Второе существенное отличие – несколько иной алгоритм развития проекта. Если в Польше сначала появился контракт с Катаром, а уже под него стали создавать мощности по приему LNG и его регазификации, то в Украине все происходит наоборот. Согласно графику, представленному правительству В.Каськивым, международный консорциум для строительства терминала предполагается создать уже в следующем году, а заключать контракты на поставку сжиженного газа – лишь в 2012-2013.

У кого конкретно будет закупаться ресурс, в Украине пока не знают (самыми перспективными источниками видятся Египет и Азербайджан), но зато знают, сколько его понадобится. В проектной документации намерены исходить из объема 10 млрд куб. м газа в год (5 млрд – первая очередь, еще 5 млрд – вторая). Таким образом, первый черноморский LNG-комплекс по своей мощности должен превзойти балтийского первенца. Правда, готов к труду и обороне он будет позже – примерно на рубеже 2015-2016 годов.

К этому времени, вероятно, уже будет приватизирован Одесский припортовый завод, и, скорее всего, он-то и станет самым крупным клиентом нового терминала. Ведь его потенциальные нужды в газовом сырье могут достигать до 2 млрд куб. м в год. А главным претендентом на прием у себя LNG-стройки сейчас является порт Южный, откуда до Припортового рукой подать. Поэтому неудивительно, если и среди будущих владельцев завода, и среди учредителей консорциума, подрядившегося под украинский LNG-терминал, окажутся вдруг одни и те же бизнес-группы.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

ВСІ НОВИНИ ⇢