Без божьей помощи

Публікації

Переговоры Украины и России по вопросам слияния Газпрома и Нафтогаза становятся все более невыгодными для Украины. Так, согласно последней информации Газпром рассчитывает на создание двух совместных предприятий, которые будут заниматься добычей газа на двух крупных украинских месторождениях. Но позиции Газпрома в переговорах ослабевают, ведь, не дождавшись внешних инвестиций в газотранспортную систему, Украина взялась за модернизацию стратегического объекта собственными силами.

Вопросы без ответов

Все больше вопросов вызывает необходимость слияния активов Нафтогаза и Газпрома. Одной из привлекательных сторон данной сделки Украина считала допуск к российским нефтегазоносным месторождениям, второй – российские инвестиции в модернизацию украинской ГТС. Однако в обоих вопросах Украина пока не видит для себя выгоды. Как известно, российские месторождения, которые Газпром намеревался включить в уставный фонд совместного предприятия с условием допуска Нафтогаза к их разработке, оказались нерентабельными. Более того, теперь россияне предложили сосредоточиться на совместной разработке украинских месторождений.

Предметом последних обсуждений представителей Нафтогаза и Газпрома стала добыча газа на украинских месторождениях – структуре Палласа на шельфе Черного моря, а также разработка угольных пластов на территории Украины. Причем инициатива исходила именно от российской стороны. Стороны обсудили возможность данного сотрудничества, однако председатель правления Газпрома Алексей Миллер утверждает, что стороны уже именно договорились о создании двух совместных предприятий.

Однако премьер-министр Украины Николай Азаров подчеркнул, что предложения по созданию совместных предприятий Газпромом и Нафтогазом необходимо рассматривать в общем контексте поставок и транзита российского газа. "Мы ведем переговоры и пытаемся достичь результата, выгодного для Украины. Пока еще процесс создания этих предприятий не прошел юридическую и организационную стадии. Пока еще это на уровне предложений. Задаем вопрос: а почему Россия действует опережающими темпами? Ну это нормальный прием в переговорном процессе, если ты хочешь чего-то добиться", – сказал Н.Азаров.

В каком бы контексте ни рассматривались данные предложения, однако, по мнению экспертов, проекты по созданию совместных предприятий неподъемны ни для Нафтогаза, ни для Газпрома. По словам эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, сотрудничество Нафтогаза Украины и Газпрома по освоению структуры Палласа впервые было оформлено в 2007 году. Следует отметить, что перспективная нефтегазоносная структура Палласа находится на границе Украины и России. Около 75% площади – со стороны Украины, 25% – России. Со стороны Нафтогаза проектом занималось ГАО "Черноморнафтогаз", со стороны Газпрома – ООО "Газфлот".

"Но дальше подписей на бумаге дело не пошло. Да в принципе и не могло пойти. Ведь для освоения и начала работ по проекту Палласа на 2007 год нужно было потратить в целом 12 млрд долл. Планировалось, что 6 млрд долл. выделит Нафтогаз, а остальную часть внесут инвесторы. Логично предположить, что инвестором должен был выступить Газфлот. Хотя у Газфлота ни три года назад, ни сегодня не было ни развитого филиала на Черноморском побережье, ни возможности привлечь такие ресурсы", – утверждает эксперт.

По мнению экспертов, в случае юридического оформления совместного предприятия по структуре Палласа Украина должна получить не менее 60% в доле СП. Однако, учитывая амбиции Газпрома, эксперты предполагают, что Нафтогаз может получить даже менее 50%. При этом затраты будут неоправданными. Учитывая доказанные запасы в 160 млрд куб. м газа и 40 млн тонн нефти с конденсатом, ежегодная добыча будет, возможно, на уровне 6 млрд куб. м газа и 2,5 млн тонн нефти с конденсатом. Кроме того, подчеркивают эксперты Института энергетических исследований, у Нафтогаза и Газпрома отсутствуют возможности глубоководного бурения, а лицензия на освоение структуры Палласа с российской стороны принадлежит предпринимателю Владимиру Лисину.

Второе совместное предприятие по добыче газа из угольных пластов также является малоперспективным. Более того, опыта в данном направлении у Нафтогаза нет, а россияне только в этом году впервые приступили к добыче газа из угольных пластов на Кузбассе. Эксперты подчеркивают, что даже при условии параллельной добычи угля, а это условие является необходимым, работа СП будет нерентабельной. Так, в среднем из тонны угля можно будет добывать около 6 куб. м газа. В результате добыча газа из угольных пластов станет очень дорогой. Кроме того, эксперты уверены, что у Нафтогаза не окажется средств на освоение данных месторождений. Впрочем, как и у Газпрома – в связи с финансированием таких крупных проектов, как "Северный поток" и Штокмановское газовое месторождение.

Собственными силами

Вопрос о финансировании модернизации украинской газотранспортной системы также на данный момент является открытым. Так и не дождавшись конкретных предложений по этому вопросу от России, Украина приступила к модернизации ГТС собственными силами. Следует отметить, что Россия ранее предлагала финансовую помощь в этом вопросе. Однако позже изменила свою точку зрения и сконцентрировалась на проекте "Южный поток", более того, украинская ГТС была названа россиянами бесперспективной.

Оставив демагогию менеджерам Газпрома, Укртрансгаз в текущем году инвестировал в модернизацию украинского газопровода 1,7 млрд грн. Причем, по сравнению с предыдущим годом, объем инвестиций вырос вдвое. В следующем году компания запланировала увеличить объем инвестиций в ГТС до 3,1 млрд грн. Таким образом, украинская компания за счет собственных ресурсов в течение 5-6 лет сможет полностью модернизировать отечественный газопровод. И спекуляции со стороны внешних партнеров относительно помощи в модернизации украинской ГТС можно считать закрытыми.

Так, в 2010 году компания выполнила переоснащение газопроводов. Кроме того, газовый привод компрессорных станций был заменен на электрический, что позволит сэкономить уже в этом году более 500 млн куб. м технического газа. Выделение средств на модернизацию стало возможным благодаря сокращению затрат: закупки технического газа снижены на треть, также прекращено финансирование второстепенных программ.

Помимо этого, компания также увеличила свои доходы за счет увеличения объемов транспортировки газа внутренним потребителям на 11,7%, до 50,4 млрд куб. м, транзита газа – на 1%, до 93 млрд куб. м, подземного хранения газа – на 19%, до 13,1 млрд куб. м.

В следующем году, по прогнозам Минтопэнерго, финансовые результаты обещают быть еще выше. К примеру, доходы от подземного хранения газа должны вырасти до 19,2 млрд грн., тогда как в текущем году составили 15,3 млрд грн., а объем транзита – увеличится до 110 млрд куб. м. Именно поэтому Укртрансгаз намерен увеличить объем инвестиций в модернизацию газотранспортной системы до 3,1 млрд грн. В частности, на модернизацию газопроводов и станций будет выделено 1,22 млрд грн., на реконструкцию компрессорных станций – 1,5 млрд грн., на модернизацию ПХГ – 200 млн грн.

На данный момент в подземных хранилищах газа, емкость которых равна 30 млрд куб. м, находится 23,7 млрд куб. м газа, чего должно хватить в осенне-зимний период для населения не только Украины, но и европейских стран. Однако Украина, по словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, намерена увеличить емкость ПХГ на востоке страны. "Мы планируем расширить хранилища в восточной части нашей страны для обеспечения такого же мгновенного реагирования на изменения температур зимой", – сказал Ю.Бойко. Министр утверждает, что увеличение емкости ПХГ на востоке Украины позволит в будущем обеспечить еще более надежное газоснабжение, в частности отечественных промышленных предприятий в зимний период.

Однако проявить инициативу в будущем году намерен и Евросоюз. В частности, по сообщению Ю.Бойко, в следующем году Всемирный банк и ЕБРР намерены выделить на модернизацию украинской ГТС первый транш кредита в размере 308 млн долл. Это стало возможным после того, как Россия гарантировала Украине объем транзита газа в 112 млрд куб. м. "Первый транш ожидаем в середине 2011 года – 308 млн долл. на работы на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород. Это первая часть кредитов Всемирного банка и ЕБРР", – отметил министр.

Хотя необходимости в траншах европейских банков уже нет, ведь, по мнению экспертов, Украина сможет собственными силами провести модернизацию ГТС на протяжении нескольких лет. А внешние займы европейских банков, как впрочем, и аванс Газпрома за транзит газа в размере 1,5 млрд долл., на котором настаивает Минтопэнерго, только ухудшат и без того критическое финансовое положение Нафтогаза. По мнению эксперта Института энергетических исследований Д.Марунича, новое правительство, как и его энергетический блок, провозгласившие курс на финансовое оздоровление Нафтогаза Украины, должны приложить максимум усилий для снижения зависимости компании от кредитных средств. Однако на самом деле все происходит иначе.

Галина Поляница

МинПром

Новини

25 Грудня 2023

ArcelorMittal запустив завод з переробки біомаси 

ЄС у жовтні скоротив імпорт продукції ГМК з Росії на 15,9%

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢