А на подтанцовках у «Газпрома» сам…

Точка зору

7 декабря в Киеве в одно и то же время, но в разных местах, проходили два мероприятия, в ходе которых обсуждались вопросы, связанные с энергоснабжением Европы и ролью в этом многосоставном процессе Украины и России, а также с возможностями и последствиями присоединения Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества (ДЭС). Фонд им. Фридриха Эберта и Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) организовали круглый стол на тему «Интеграция экологической и энергетической политик: вызовы членства в Европейском Энергетическом сообществе». И пока отечественные и иностранные специалисты, включая представителей Еврокомиссии и ЕБРР, в рабочей обстановке обсуждали возможные варианты действий и поведения Украины в связи с присоединением к ДЭС (подробнее см. статью В.Аксаковской в следующем номере «ЗН»), в небольшом зале гостиницы «Рэдиссон Блю» проходило увлекательное шоу — международная конференция «Энергетические проблемы Европы и вопросы российско-украинского сотрудничества».

 

Официально организаторами этой конференции значились Институт энергетики и финансов (Москва), коммуникационный холдинг «Minchenko consulting» и Центр энергетических исследований (Киев). Неофициально — компании, нанятые если не «Газпромом», то, вероятно, по его просьбе и с его согласия. К слову, изначально эта конференция называлась более тенденциозно: «Энергетические проблемы Европы. Российско-украинские отношения в период нестабильного подъема». И рассчитана она была на два дня работы. Но в результате первый день этой конференции — закрытая ее часть — свелся к «тайной вечере» и расписыванию ролей участников для отрытой части конференции. А уж ее-то и превратили в профессиональный фон — для удобства, как оказалось, основного спикера — теперь уже главы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко.

Не умаляя значимости выступлений в основном российских экспертов (как первого, так и второго эшелона из армии идеологической обработки), а также представителей Норвегии и Великобритании (доклады экспертов при всех нюансах заслуживают отдельного повествования), сначала расскажу об организации мероприятия и его подоплеке.

Итак, международную конференцию не анонсировали. Более того, с ее потенциальными участниками — экспертами энергоотрасли с украинской стороны — проводили предварительные собеседования на предмет лояльности. Такой же процедуре подвергали и журналистов, объясняя это спецификой мероприятия и весьма ограниченным кругом ее участников. И тем и другим сначала высказывали «пожелания» о тональности будущих выступлений и журналистских материалов, а уж потом некоторые получили приглашения. Поприсутствовать. Ни один украинский эксперт с докладом на конференции не выступал. (Видимо, не проявили достаточной лояльности к российской выездной энергополитике.) Закончилась предварительная процедура отбора лояльных тем, что в последнюю минуту появился пресс-анонс конференции, и в не рассчитанный на такое количество присутствующих зал набилось столько журналистов, фотографов и операторов с телекамерами, что и повернуться было невозможно. Правда, у журналистов при этом не забыли спросить, когда и где будут опубликованы или выданы в телеэфир материалы об этом мероприятии. (Видимо, для убедительности отчетности.).

Еще выяснилось, что на поверку это не международная конференция, а очередная встреча участников международной независимой энергетической сети — WIEN. То есть некий клуб по интересам, участники которого давно выучили свои роли и в очередной раз на выездном заседании только незначительно корректируют свои реплики — с учетом интересов заказчика и принимающей стороны. Так что априори ни украинские эксперты энергоотрасли, ни журналисты в это действо не вписывались.

Впрочем, по ходу организаторам пришлось внести коррективы в заготовленный план и пропустить журналистов в неограниченном количестве: а то как бы народ узнал, о чем ему собирался поведать тогда еще министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко? Он в основном делает важные для Украины заявления «на выезде», не вдаваясь в подробности. Например, о пятилетней «частичной гарантии» «Газпрома» на ежегодную загрузку украинской ГТС в объеме 112 млрд. кубометров газа Ю.Бойко несколько дней назад сообщил на выездном заседании в Ривном. А уже 7 декабря уточнил, что оформлена эта гарантия «несекретным дополнением к транзитному контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». И сетовал, прежде всего, на неопределенную политику ЕС в отношении украинского транзитного маршрута. Мол, без этого «Газпром» не готов предоставлять долгосрочные гарантии, а Украина не знает, что предложить в отношении резервирования своей ГТС и ее модернизации. При этом министр не стал уточнять, что означает на практике краткосрочная пятилетняя гарантия загрузки украинской ГТС.

Украинские эксперты сходятся в том, что это очередная ловушка для «Нафтогаза». Ведь между «Газпромом» и «Нафтогазом» юридически так и не зафиксирован принцип «транспортируй или плати». А устные договоренности с «Газпромом» в случае чего к делу не подошьешь, о чем свидетельствует практика украинско-российских взаимоотношений последних лет. Кроме того, дополнительное соглашение к транзитному контракту может означать только то, что таким образом зафиксирована ставка транзита российского газа по территории Украины — на минимальном уровне и как минимум на ближайшие пять лет.

Формат международной тематической конференции привлекателен для главы Минэнерго еще и тем, что он просто озвучивает свой запрограммированный спич. И, формально, присутствующие журналисты не должны надоедать своими вопросами. В этот раз журналисты успели услышать от уходящего с мероприятия министра краткое «да» в ответ на вопрос: «Расплатилась ли «РосУкрЭнерго» с «Нафтогазом», т.е. вернула ли 1,7 млрд. долл. (такая сумма долга РУЭ перед «Газпромом» была переуступлена «Нафтогазу» в январе 2009 года и на такую же сумму НАК изъял 11 млрд. кубометров газа).

А в своем выступлении Ю.Бойко заявил: «Наше правительство урегулировало проблемные газовые вопросы… и добилось продвижения по цене на газ». К достижениям правительства он отнес и «вступление Украины в Европейское Энергетическое сообщество», не вдаваясь в подробности того, что за этим формальным шагом должны последовать реальные действия. А они-то и могут войти в противоречие как с другими планами правительства в энергоотрасли, так и с намерениями РФ (в части доступа к трубопроводным системам), и с ограничениями ЕС на выбросы предприятий теплоэнергетики (что предусмотрено ДЭС).

Однако при этом глава Министерства энергетики и угольной промышленности четко обозначил приоритеты дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса Украины. И газовая тематика, как следует из этой классификации приоритетов, должна отойти на второй план. Очередность приоритетов следующая.

1. Развитие ядерной энергетики:

— продление срока службы действующих блоков АЭС, срок эксплуатации которых заканчивается. Это касается двух блоков Ривненской АЭС (стоимостью около 3 млрд. грн.);

— строительство двух новых блоков ВВР-1000 на Хмельницкой АЭС — за средства российского кредита и по российским технологиям;

— создание замкнутого цикла производства ядерного топлива (Желтые Воды, Днепропетровская область).

2. Реформирование газового сектора:

— планы по созданию двух СП с россиянами: для разработки нефтегазоносной структуры Палласа в прикерченской зоне и для добычи шахтного метана (хотя в этих темах россияне не самые опытные партнеры);

— реформа НАК «Нафтогаз Украины». Министр видит будущее НАКа в создании вертикально интегрированной компании (непонятно — в чем новость, ведь ее структура и так представляет собой ВИНК). Изюминка в том, что государство в лице правительства вознамерилось активно управлять своими долями в таких компаниях, как, например, «Укрнафта» — «вплоть до жестких кадровых решений»… А это уже не реструктуризация «Нафтогаза», как того требуют директивы ЕС и ЕК, это прозрачный намек конкретным бизнесменам на участь некогда влиятельного российского бизнесмена М.Ходорковского;

Одним предложением министр исчерпал тему закона о «зеленом» тарифе и природоохранных мерах. Один из экспертов спросил Ю.Бойко об энергосберегающих мероприятиях. И получил лаконичный ответ: «Они есть».

В части экспорта электроэнергии министр заявил о намерении не продавать впредь электроэнергию на границе, а дойти до непосредственного покупателя, что должно увеличить прибыль украинских экспортеров. (Интересно, кого он имел в виду: госпредприятие «Укринтерэнерго» или компанию Р.Ахметова?)

Досталось на орехи от Ю.Бойко европейцам с россиянами в связи с проектом «Южный поток». По его словам, Украина готова развивать сотрудничество и с Западом, и с Востоком, и с обеими сторонами сразу. «Но в то же время и РФ, и отдельные страны Евросоюза строят обходные пути вокруг украинской территории. Нам не понятно, каким образом, декларируя, что приоритетом для ЕС является газопровод «Набукко», одновременно страны Евросоюза являются участниками, в том числе на корпоративном уровне, альтернативного маршрута «Южный поток», который… приходит на тот же рынок. Мы должны для себя понимать четкую перспективу нашей будущей гарантии транзита», — заявил Ю.Бойко. Невзирая на информацию о том, что Европейская комиссия в середине ноября исключила проект «Южный поток» из перечня приоритетных «газовых коридоров».

«Недавно мы проводили трехстороннюю встречу в Брюсселе, — сказал министр. — Мы должны начинать диалог в формате трех, поскольку каждая составляющая нашего бизнеса важна для энергобезопасности Европы. Украина является фактором стабильности для поставок газа из России и Центральной Азии в ЕС».

Насчет «фактора стабильности» — сильно сказано. А о «составляющих нашего бизнеса», так Ю.Бойко должен помнить и о долгах Украины по Ямбургскому соглашению, о которых ему только что напомнил министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков. Как известно, в проекте «Южный поток» Болгарии отведена особая роль. Так что президенту В.Януковичу, прежде чем напрашиваться в гости к болгарскому коллеге, следовало бы наладить нормальные отношения с Болгарией.

И хотя участь «Южного потока» окончательно не определена, «Газпром» намерен увеличить поставки своего газа в Европу со 140—145 млрд. кубометров, ожидаемых в 2010 году, до 150—155 млрд. в 2011-м. Об этом 6 декабря заявил замглавы «Газпрома» Александр Медведев. И добавил, что «с Украиной подписаны все документы, и хотя в Украине высказываются мнения о необходимости пересмотра контракта, оснований для пересмотра нет». Так что остается загадкой: то ли украинского энергоминистра «Газпром» водит за нос насчет «сближения позиций» по газовым контрактам, то ли Ю.Бойко всем голову морочит или же просто выдает желаемое за действительное. Как и по поводу того, что Украина намерена расширять возможности для подземного хранения газа на востоке страны. За какие средства? Делать это, безусловно, нужно, и даже не с оглядкой на очередное перекрытие россиянами газового вентиля. А чтобы в период пиковых нагрузок на ГТС — в случае резкого перепада температур в зимний период — ни население, ни промышленность не ощущали дискомфорт.

Об «идеальной сделке» — возврате 12,1 млрд. кубометров газа компании «РосУкрЭнерго» и возмещении ею долгов «Нафтогазу» (в том числе за хранение газа в ПХГ в течение нескольких лет) и «Газпрому» — Ю.Бойко не проронил «ні пари з уст». Надо понимать, что эту газовую проблему он также считает решенной. Тем более что накануне описываемой конференции Дмитрий Фирташ (владеющий почти 50% акций «РосУкрЭнерго») изложил корреспонденту «Фокуса» свое видение схемы возврата долгов РУЭ и перспектив реализации полученных 12,1 млрд. кубометров газа. Не дело министра публично опровергать версию «благодетеля» Д.Фирташа…

Ю.Бойко удалился так же стремительно, как и появился. (Хотя вначале экспертам даже пришлось задержать начало конференции в ожидании министра.) Вслед за министром исчезли телекамеры и практически все журналисты. В небольшом конференц-зале остались в основном российские эксперты.

К слову, других чиновников, тем более в ранге министра, ни из России, ни из Норвегии, ни из других стран в тесном кругу присутствовавших не наблюдалось. Разве что под занавес появился Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря СНБО Украины, и поблагодарил участников конференции. После ухода Ю.Бойко один из организаторов конференции — директор российского Института энергетики и финансов Леонид Григорьев сказал с ироничной улыбкой: «Я даже не припомню, чтобы на такой конференции сначала выступал министр, а уж потом — профессор Оксфордского института». И в самом деле — смешно… Через день в печатном органе Кабмина вышло «правильное интервью» Ю.Бойко. Говорят, премьер обязал главу Минэнерго таким образом «активизировать разъяснительную работу». Хотя, для отчета о сделанном заголовок для «планового интервью» министра был выбран явно неподходящий.

Ганна Люта

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢