Газовый расчет

Точка зору

Почему Украине предложили покупать голубое топливо по $450, но оставить стоимость транзита на прежнем уровне? Какие факторы должны учитывать «Газпром» и «Нафтогаз» в переговорах? Вопросов к газовым переговорам всегда великое множество, и если посмотреть на очередной газовый конфликт через призму экономики, можно увидеть немало интересных подробностей.

Мало кто сомневается, что в газовом конфликте Россия–Украина–Европа замешана большая политика. Однако есть тут и немало экономических факторов, различных многоходовых схем и прочих особенностей, без которых газовые контракты могли бы (в теории) выглядеть цивилизованно, прозрачно и понятно. Но это – слишком выгодный бизнес, чтобы все складывалось именно так. Именно из-за непрозрачности газовых отношений и возникают ситуации, когда абсолютно непонятно, на каких условиях, с какими оговорками и условиями подписываются многомиллиардные контракты.

Чтобы прояснить суть нынешнего газового конфликта, следует обратить внимание на то, с каким багажом его участники подошли ко «времени Ч», то есть к Новому году. Для удобства разделим эти факторы на позитивные и негативные, а затем попробуем оценить величину их влияния.

Кавалерийская атака

Итак, Россия подошла к моменту начала противостояния с крепкой юридической позицией. У нее имеется ряд долгосрочных контрактов на поставки газа европейским потребителям, а также достаточно формализированные отношения с Украиной как страной-транзитером. Вот уже три года контракты на поставки газа в Украину и на транзит в Европу разделены: в отношении транзита ныне действует контракт сроком до 2013 года. И, как уверял российский премьер Владимир Путин, ставка транзита в нем определена до конца 2010 года дополнением, подписанным в апреле 2007 года.

А вот контракта на поставку газа в Украину на 2009 год нет. Это крайне важный момент, поскольку именно отсутствие договора дает повод обвинить нашу страну в кражах газа из транзитных потоков.

Прикручивая вентиль на границе с Украиной, россияне наверняка преследовали сразу несколько целей. Конечно, прежде всего им хотелось в очередной раз «прищучить» украинцев и выставить нас перед Европой как ненадежных партнеров. Поставив Украину в положение оправдывающейся стороны (старый, многократно применявшийся прием), попытаться навязать выгодные для себя условия поставок газа на нынешний год. И конечно, не преминули напомнить о своем давнем заветном желании: что Россия готова принять участие в приватизации газотранспортной системы Украины, если Киев этого захочет, заявил Владимир Путин в интервью немецкому каналу ARD.

Кроме украинских целей, у россиян есть и более глобальные. Например, напомнить, что в таких нестабильных условиях Европе очень нужны обходные газопроводы – «Северный поток» (по дну Балтийского моря между Россией и Германией) и проект «Южный поток» (по дну Черного моря от Новороссийска до Варны). Не исключено, что россияне рассчитывали и на то, что из-за повышения рисков доставки газа удастся несколько повысить цену на дешевеющий энергоресурс. Да и в принципе, лишний раз продемонстрировать всем, кто в регионе хозяин.

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢