Меморандум для проката

Точка зору

Национализации металлургов пока не будет.

Мировой финансовый кризис разделил украинских металлургов на тех, кому от государства ничего не нужно, и тех, кто рассчитывает на обширные преференции из бюджета.
В августе—сентябре на складах меткомбинатов и в портах начала скапливаться нереализованная продукция. И уже в сентябре премьер-министр Юлия Тимошенко, ранее не особо питавшая сочувствия к сталелитейным магнатам, сменила гнев на милость.

Правительство заняло сторону металлургов в их давнем споре с «Укрзалізницею» о стоимости грузовых перевозок и обещало удешевить газ практически до стоимости его закупок с учетом транспортировки по стране от границы до предприятий. Однако благие намерения Кабмина утопила ведомственная бюрократия. И в начале октября у металлургов лопнуло терпение.

Федерация металлургов Украины (ФМУ) созвала экстренное собрание в Днепропетровске, на котором объявила об остановке половины доменных печей и о том, что в портах и на складах скопился едва ли не месячный объем отраслевого производства — 3 млн тонн проката. Тогда же ФМУ потребовала созыва Совета национальной безопасности и обороны и начала формировать список требований.

На первых порах едва ли не главным способом борьбы с перепроизводством для металлургов стала остановка агрегатов на внеплановые ремонты. Но уже тогда представители отрасли начали подумывать о системных мероприятиях, которые позволили бы снизить себестоимость их продукции. По словам Владимира Бойко, гендиректора меткомбината им. Ильича, в стране необходимо сформировать новую систему ценообразования на железорудное сырье, запасами которого одни ФПГ обеспечены в избытке, а другим его не хватает. Председатель правления «Алчевский меткомбинат» (структурное подразделение корпорации «ИСД») Тарас Шевченко заявил о том, что с учетом новых жизненных реалий завод будет вынужден свернуть инвестиционную программу, и предложил искать единые механизмы господдержки отраслевых инноваций. Пожалуй, единственным, чье заявление диссонировало с заявлениями представителей металлургического лобби, стал Ринат Ахметов. В конце октября владелец «Метинвестхолдинга», крупнейшей горно-металлургической компании Украины, заявил, что ничего не хочет от государства. Таким образом, стало ясно, что среди металлургов нет единства по поводу путей выхода из кризиса. И это активизировало усилия чиновников Минпромполитики и отраслевых ассоциаций, которые начали «верстать» единые правила игры для горно-металлургического комплекса с учетом запросов «бедных» металлургов на сырье, а это прежде всего ММК им. Ильича, предприятия «ИСД» и «Запорожсталь». И искать, чем угодить самодостаточным игрокам отрасли, главным образом «Метинвесту».

Национализации не будет

В ноябре КМУ и основные игроки рынка подписали Меморандум согласия, который содержит 8 пунктов требований Кабмина к металлургам и 22 пункта условий предприятий ГМК, выдвинутых правительству. Пожалуй, главной «фишкой» этого документа является принципиальное согласие КМУ допустить металлургические ФПГ к международной финансовой помощи, полученной от МВФ через заранее оговоренные банки. Взамен металлурги обязаны не допустить вывода из строя своего сталеплавильного оборудования и продолжать реализацию инвестпроектов, связанных с энергосбережением, а также не увольнять рабочих, если это не было предусмотрено отраслевыми соглашениями, которые профсоюзы каждого предприятия ежегодно подписывают с администрацией. Кроме того, в Меморандуме оказались прописаны все ранее заявленные требования по недопущению роста издержек, в том числе стоимости транспортной составляющей, электроэнергии, природного газа и платы за недра. В процессе подготовки меморандума звучали и более радикальные требования металлургов к государству. Например, Владимир Бойко публично предложил правительству выкупить часть акций меткомбинатов, вероятно, имея в виду прежде всего свой ММК им. Ильича. Однако это предложение не нашло поддержки в высших эшелонах власти. «Национализации металлургического комплекса не будет», — во всеуслышание заявил президент страны Виктор Ющенко.

Вместо этого Кабмин обязал собственников ГМК поскорее завершить переговоры о снижении стоимости железной руды, ферросплавов, кокса и другого сырья, а также начал распределять среди украинских ФПГ продукцию отечественной угольной отрасли, чтобы обеспечить загруженность государственных угледобывающих предприятий.

Координаторы отрасли не скрывают, что этим самым они пытаются облегчить жизнь тем металлургам, которых кризис застал в наихудшем положении. Если же переговоры «богатых» с «бедными» закончатся ничем, то Минпромполитики будет готово ввести в отрасли административное регулирование. По словам замминистра промышленной политики Владимира Севернюка, речь идет о декларировании цен на каждом переделе и ограничении рентабельности предприятий. По предварительным данным, пределом желаний для поставщиков металлургического сырья может быть 10% прибыли. Таким образом, предоставив ГМК некоторые льготы, в том числе налоговые, и пообещав сталелитейным магнатам допустить к распределению финансовой помощи МВФ, Кабмин хочет уравнять их шансы на выживание. Попросту «хищников» рынка пытаются приучить к травоядной пище и ввести в их стае если не «кодекс строителя коммунизма», так хотя бы правила элементарного человеческого общежития.

Промежуточные итоги

Логика властей при этом абсолютно понятна. Пытаясь держать предприятия ГМК в одной упряжке, правительство хочет минимизировать дефицит платежного баланса, связанного с недопоступлением валюты, и избежать социальных катаклизмов от возможных увольнений работников отрасли. Параллельно Кабмин должен поддержать рост внутреннего потребления металла в стране, субсидируя металлопотребляющие отрасли, главным образом строительство и машиностроение. Однако эти мероприятия едва ли можно назвать рыночными. Еще не прошел месяц со дня подписания Меморандума, а на металлургов посыпались обвинения в отказе от предложенных правил игры. Пока что они сводятся к нежеланию меткомбинатов поставлять свою продукцию «Укрзалізниці» с дисконтом в обмен на снижение стоимости грузовых перевозок.

Но такие обвинения в адрес металлургов — только первая ласточка грядущих в отрасли перемен. Уже в ноябре ассоциация «Металлургпром», объединяющая большинство метпредприятий, по заданию Минпромполитики ввела для них новую форму отчетности. Прежде всего профильное министерство интересует цена металлургического сырья, которое закупается предприятиями. Зная ее, координаторы отрасли смогут объективно оценить роль посредников в формировании себестоимости продукции меткомбинатов и найти рычаги влияния на их собственников.

Вслед за этим, вероятно, последует обещанное регулирование цен, которое должно сделать металлургов более сговорчивыми по отношению к требованиям госчиновников и лояльными к чаяниям своих собратьев по цеху. По логике вещей именно лояльность должна стать пропуском для ФПГ к получению финансовой помощи в виде рефинансирования по кредитам, взятым в международных банках, условиям растаможки ввезенного в страну оборудования, срокам пользования предприятиями валютной выручкой и возврата им НДС налоговыми органами. Если металлурги не захотят пойти на уступки, Меморандум, подписанный между премьер-министром и собственниками предприятий ГМК, окажется бесполезной бумагой. Но аналогичный результат получится также, если металлурги не почувствуют пользы от государственных преференций. В таком случае представители отрасли имеют куда больше шансов рассориться, а выбираться из ямы придется поодиночке.

Новини

26 Січня 2024

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

Китай тисне на Іран, щоб той стримував хуситів у Червоному морі

У Раді пропонують зміни до закону про бронювання працівників

В Україні зросла кількість випадків рейдерства

Борг перед зеленою генерацією перевищив 19 млрд грн

Мінекономіки пропонує роботодавцям працевлаштувати ветеранів 

Україна збільшила імпорт довгого прокату на 28%

25 Січня 2024

Україна близька до самозабезпечення газом – Галущенко

Торік УЗ побудувала 528 вантажних вагонів

Виробникам зеленої електрики поставили ультиматум

Польща збудує нові перевантажувальні термінали у своїх портах

Voestalpine закликає уряд Австрії продовжити компенсацію цін на електроенергію до 2030 року

Виробництво нержавіючої сталі в Китаї оцінюється в 36 млн тонн

ВСІ НОВИНИ ⇢