Горючее возвращение

Точка зору

Украина вошла в очередной этап стремительного повышения цен на горючее. На протяжении последних полутора месяцев высокооктановый бензин А-95 подорожал в среднем по стране на 10%. А из-за увеличения налоговой нагрузки на участников рынка стоимость топлива может подняться еще на 10%. Автолюбителям и профессиональным мастерам руля и спидометра остается уповать только на укрепление национальной валюты. Если гривня продолжит расти относительно доллара, то на стоимость горючего благотворно повлияет импорт.

Если в первых числах декабря 2008 г. наиболее востребованный бензин А-95 реализовывался по 4,63 грн./л, то сейчас он стоит в лучшем случае 5,05 грн./л. В отдельных регионах страны цены выросли еще больше. К примеру, в Киеве и области литр 95-го на сегодняшний день продается как минимум по 5,15 грн., а в Донецкой, Луганской и Закарпатской областях уже по 5,20 грн./л. Рекордсмены — Крым и Севастополь, где цена превышает 5,3 грн./л. Правда, в отдельных регионах топливом можно было разжиться за 4,75–5,85 грн./л.

Повышая стоимость, нефтяники по традиции ориентируются на Секретариат экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефти и нефтепродуктов, который ежедекадно публикует бюллетень с рекомендованными ценами на топливо. Показательный пример — Крым. В начале зимы А-95 и дизельное топливо реализовывались на полуострове по 4,6 и 5,1 грн./л соответственно. По расчетам секретариата, в первой декаде декабря минимальная стоимость этих нефтепродуктов должна быть не менее 4,72 и 5,31 грн./л соответственно. Как результат в считанные дни цены на крымских заправках подтянулись к этим ориентирам.

Еще полтора месяца назад розничный рынок нефтепродуктов демонстрировал прямо противоположную тенденцию. Бензин дешевел в среднем на 2% в неделю. Базой для этой динамики было стремительное обесценивание нефти на мировых рынках: на протяжении второй половины прошлого года она упала на 70% — до $36/баррель. В течение последних двух недель нефть начала дорожать. На сегодняшний день баррель черного золота стоит уже $41. Но даже эти обстоятельства не могли послужить основанием для произошедшего в Украине удорожания нефтепродуктов. В первую очередь потому, что сейчас переработчики закупают нефть на февраль.

До последнего времени нефтяники объясняли текущий рост цен на горючее девальвацией гривни по отношению к доллару. В принципе такая мотивация имеет право на жизнь: из импортной нефти, которая закупается за валюту, производится порядка 80% украинских светлых нефтепродуктов. А более 40% отечественного рынка наполнено импортным топливом. Наряду с этим эксперты говорят, что поднятие цен на нефтепродукты стало следствием уменьшения доходов участников рынка. «Объемы продаж снижаются: если в августе 2008 года в высокооктановом сегменте финансовая емкость рынка составила около $900 млн, то в декабре — порядка $400 млн. В таких условиях единственной возможностью сохранить прежние доходы можно считать увеличение цен на нефтепродукты, что мы сейчас и наблюдаем», — считает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

Самое неприятное для отечественных автомобилистов заключается в том, что нынешний рост цен — только начало. На минувшей неделе Секретариат экспертно-аналитической группы опубликовал новый бюллетень с прогнозом на очередное повышение. Так, согласно расчетам этого объединения, в течение второй декады января «экономически обоснованные» розничные цены на дизельное топливо и А-95 составляют в среднем 5,74 и 5,22 грн./л соответственно. Де-факто это означает, что уже к концу следующей недели топливо может продаваться на 3% дороже, чем сейчас. Вторым (более существенным) толчком может послужить увеличение налоговой нагрузки на нефтетрейдеров. В конце прошлого года Верховная Рада проголосовала за правительственный законопроект №3078 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам акцизного сбора», согласно которому ставка акциза на бензины вырастет на 83% — до 110 евро/ т реализованной продукции. Президент Виктор Ющенко уже завизировал это решение парламента, поэтому оно вступит в силу (после опубликования) в ближайшее время.

Премьер-министр Юлия Тимошенко считает, что увеличение акциза не приведет к росту стоимости топлива. Правда, такая уверенность главы правительства опровергается ее же решением, принятым осенью прошлого года. Тогда Юлия Владимировна провела встречу с нефтетрейдерами, по итогам которой отказалась от плана поднять ставку акциза взамен на обещание участников рынка снизить стоимость горючего. Та договоренность является прямым подтверждением, что налоговая нагрузка и цена на топливо имеют прямую корреляцию.

С этим предположением соглашаются и эксперты рынка. По расчетам Сергея Сапегина, повышение акциза может поднять стоимость высокооктановых нефтепродуктов на 50 коп./л. «Розничный рынок отреагирует на увеличение налоговой нагрузки через полторы-две недели после того, как закон №3078 вступит в силу», — считает г-н Сапегин. В свою очередь директор компании «Юпеко» Сергей Куюн предполагает, что новый налог (при условии сохранения курса евро к гривне в соотношении 1:10,5) может повысить стоимость бензина примерно на 45 коп./л. Такие прогнозы говорят о том, что в ближайшей перспективе А-95 будет продаваться как минимум на 10% дороже, чем сейчас, — по 5,5 грн./л. Но вполне возможно, что темпы роста цены будут скромнее, если курс гривни продолжит укрепляться. По крайней мере, крупнооптовый сегмент на удорожание национальной валюты в конце прошлой недели уже отреагировал: 95-й подешевел на 0,62% — до 6,068 тыс. грн./т.

Новини

25 Квітня 2024

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

ВСІ НОВИНИ ⇢