Зимнее танго

Точка зору

Газовый конфликт закончился перераспределением прибыли. Газпром – это кошелек российского правительства, а Нафтогаз – украинского. Поэтому совершенно очевидно, зачем Владимиру Путину и Юлии Тимошенко было ломать действующую схему поставок. Им не нужны посредники.

Еще накануне новогодних праздников газовый конфликт между Россией и Украиной казался чем-то малореальным, демонстративным, в худшем случае — повторением уже почти забытого столкновения после победы Виктора Ющенко на президентских выборах, когда под бой курантов дело окончилось появлением на украинском энергетическом рынке нового неожиданного монополиста — РосУкрЭнерго. Однако сегодня очевидно, что то был вовсе не конфликт, а так — перераспределение ресурсов, передоговоренность российской власти с новой украинской. Те, кто считал, что сейчас конфликт должен завершиться подобной передоговоренностью, не учли простого факта: к моменту конфликта никакого посредника, способного защитить собственные интересы, на украинском рынке просто не было, а правительство внутри страны было едино. Российские же власти также были вполне согласны на посреднический вариант и едины в своей позиции относительно происходящего.

С тех пор в обеих странах произошли изменения, связанные не столько с газом, сколько с функционированием власти и экономики. Украинский политикум никак не назовешь единым. РосУкрЭнерго появилась на рынке, когда премьером у президента Ющенко был Юрий Ехануров и можно было говорить о коротком периоде взаимопонимания между главой государства и правительством. Сегодня во главе правительства — политик, изначально критиковавший существующую схему поставок газа, обещавший ее уничтожить и почти добившийся этого. Я совершенно не стремлюсь обсуждать вопрос, руководит ли действиями Юлии Тимошенко банальная корысть бывшей бизнесвумен, не вписанной в выгодную схему, или же Юлия Владимировна действует, как считают многие ее сторонники и поклонники, в государственных интересах. Но то, что она последовательно борется с РосУкрЭнерго, отрицать не сможет никто. Как и то, что у президента Виктора Ющенко такой антипатии к фирме-посреднику нет: в конце концов, она появилась на рынке именно с его согласия.

То, что в России не удовлетворены посреднической схемой, также доказывать не надо, иначе Владимир Путин не отзывался бы с таким раздражением (если не сказать — отвращением) о Дмитрии Фирташе. Глава российского правительства вообще крайне редко называет какие-либо имена, а если уж называет, да еще и в критическом ключе, то последствия, как правило, не утешительны для тех, кого замечает Владимир Путин. И дело даже не в том, что в свое время, будучи президентом России, Путин благословил и появление РосУкрЭнерго в эпоху Леонида Кучмы, и его превращение в монополиста после победы Виктора Ющенко. Очевидно, что фирма не оправдала его надежд. Возникает вопрос: а чьи же надежды она тогда оправдала? Может быть, Дмитрия Медведева, который в период превращения РосУкрЭнерго в монополиста был председателем совета директоров Газпрома? Об этом мы можем просто догадываться. Но то, что после победы на президентских выборах Медведев пригласил в свою администрацию на одну из ключевых должностей — начальника Контрольного управления — бывшего руководителя РосУкрЭнерго Константина Чуйченко, определенным образом доказывает: он отнюдь не считает, что его однокашник работал неэффективно.

Впрочем, пытаться понять, существуют ли разногласия между Медведевым и Путиным относительно путей поставок газа в Украину — это гадать на кремленологической гуще. Если уж даже Тимошенко и Ющенко удается сейчас завуалировать свои очевидные разногласия, то что уж там разбираться в кремлевских распрях! Экономическое положение Газпрома куда более прозрачно: в условиях снижающихся цен на нефть, уменьшения потребности в российских энергоносителях на Западе и нарастающего экономического кризиса в России газовой монополии необходимы деньги. И не нужны посредники. Если мы добавим к этому практически нескрываемую подробность характеристики Газпрома как кошелька российского правительства (как, впрочем, и Нафтогаза как кошелька украинского), то мы поймем, зачем Владимиру Путину и Юлии Тимошенко было ломать действующую схему поставок. И при этом вряд ли удивимся тому, что те, кто получал свои дивиденды от существующего порядка вещей, будут сопротивляться такому повороту событий. И в своем сопротивлении будут использовать и разногласия внутри власти — во всяком случае, украинской уж точно — и ее относительную слабость.

Что нужно сделать, чтобы порядок был уничтожен, чтобы у посредника — и нынешнего, и потенциальных — была сломлена воля к сопротивлению? Конечно же, интернационализировать конфликт. Сделать его максимально гласным. Прекращение поставок российского газа в Европу привело к тому, что Запад вмешался в происходящее, начал внимательнее следить за диалогом между Москвой и Киевом и даже прислал наблюдателей, что уж точно является новостью в российско-украинских газовых отношениях. Высокие шушукающиеся стороны теперь под надзором тех же европейцев, глаз которых они всегда так боялись! К чему бы такая смелость?

Это не смелость, это трезвость. Европейский надзор теоретически приводит к тому, что газ как бы не может утекать в никуда. В то самое никуда, где рождались украинские, да и российские энергетические миллиардеры и миллионеры, решались вопросы о власти и перераспределении собственности.

Вне всякого сомнения, Газпром и Нафтогаз договорятся между собой. Им друг от друга нечего скрывать и нечего делить. Заодно и договорятся о том, что говорить европейцам и как решать свои проблемы под их наблюдением. А прибыль от поставок голубого топлива и его транзита окончательно замкнется именно на газовых монополистах. То есть на правительствах. Другими словами, на Владимире Путине и Юлии Тимошенко. Что и требовалось доказать, когда премьеры договаривались в Кремле и готовились к зимнему танго.

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢