Шило на мыло

Точка зору

Бизнес вспоминает бартерные схемы 90-х годов. Из-за болезни платежеспособности украинская экономика приобретает черты натурального хозяйства: при легких недомоганиях может вернуться бартер, при тяжелых – выдача зарплаты консервами и туалетной бумагой.

Владелец строительной компании «ТММ» Николай Толмачев доволен – у него активизировались продажи квартир. Однако покупает жилье не население – «ТММ» продает, а вернее, обменивает квартиры на стройматериалы. «В основном на кирпич. С Донецким заводом у нас контракт по кирпичу, сегодня подписан контракт по стеклопакетам», – делится подробностями Толмачев.

В украинскую экономику возвращается бартер. Самые прозорливые уже спешат заработать на этом – на этой неделе компания «B2B» объявила о создании электронной биржи, на которой предприятия, испытывающие сложности с продажей продукции за деньги, смогут стать участниками многоступенчатых сделок по обмену. Председатель совета директоров «B2B» Роман Насиров говорит, что у него уже есть клиенты из строительной отрасли, рекламы, гостиничного бизнеса и сферы финуслуг.

Вложив всего $1 млн., организаторы биржи рассчитывают на большой куш: «24» опускает все подробности подсчета еще не заработанных денег в чужом кармане, но, предварительно, доход биржи может составить 85 млн. грн. в год.

Что до прибыльности бартера, то можно вспомнить историю российского бизнесмена Германа Стерлигова, который в 1990 г. организовал первую в СССР биржу и назвал ее в честь любимой собаки «Алиса». Конкурентов не было, поэтому Стерлигов заработал миллион советских рублей в первый же день.

Бартер быстро накачивает мускулы. «Сдерживаем, но он уже идет. Пока его с гулькин нос, но он увеличивается с каждым днем», – сетует директор меткомбината им. Ильича Владимир Бойко. По оценкам Толмачева, бартер может захватить в этом году долю в 25% товарооборота, поэтому потребность в биржах в Украине будет велика. Президент Ассоциации стекольщиков Украины «Скло Украины» Дмитрий Олейник прогнозирует, что компаний, которые «будут основываться на философии товарно-товарных отношений», скоро появится, как грибов после дождя: «Я знаю много компаний, которые создают и структуры, и сайты, и площадки. На ближайшие два года это станет нашей реальностью».

Особенно много бартера в строительной отрасли, где нет притока «живых» денег – квартиры ведь никто не покупает. Если у покупателя недостает нужной суммы, «ТММ» согласна взять остальное «натурой»: «Есть машина? Давай машину! Если нет денег, мы готовы дать в рассрочку – под 12%», – предлагает варианты Толмачев. Строительная компания готова рассмотреть разные варианты обмена квартир, в том числе, на часть бизнеса. Корреспондент «24» сразу же решил выменять жилье. «Можно будет у вас за два ящика водки купить квартиру?» – спросил он. «Вряд ли», – отказался от сделки Толмачев.

Пока еще бартер не проник во все сферы экономики. «На данный момент у нас бартерных операций нет», – отрезает пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля. Поэтому эксперты надеются, что забытая выплата зарплаты товарами нам пока не грозит, хотя полностью исключать такой возможности нельзя. «Если люди к этому один раз уже прибегали, то им легче к этому прибегнуть и во второй раз», – размышляет старший экономист центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский.

Как это было у нас

В 90-е годы после появления бартерных схем в экономике начала практиковаться выдача зар­платы товарами и население активно включилось в обменные операции. Цепочки бартера, в конце которых можно было получить «живые» деньги, поражали воображение. Чтобы получить наличные, персонал предприятий вынужден был самостоятельно продавать сахар, люстры, мягкие игрушки, электроприборы и даже гробы. Бартер проник во все сферы: офис одной из политических партий в Киеве платил своим уборщицам за мытье полов килограммами нерасклеенных листовок, которые те обменивали в пунктах вторсырья на туалетную бумагу, а деньги получали на руки после ее продажи.

Конец бартерным операциям, особо распространенным в сфере энергетики, положил дуэт Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, работавший в правительстве в 2000-2001 годах. Однако политические разногласия этой пары, девять лет спустя привели страну к экономическому кризису, который и возрождает бартер.

Как это теперь у них

Из-за мирового кредитного кризиса у ряда стран возникли сложности с закупкой продовольствия. Некоторые среднеразвитые и развивающиеся страны не могут получить кредиты на закупку риса, масла, поэтому вынуждены переходить на бартерные сделки. Бартер в международной торговле не практиковался почти 20 лет. Малайзия уже договорилась с Россией, Кубой и КНДР об обмене пальмового масла на удобрения и технику, и ведет переговоры с Марокко, Иорданией, Сирией и Ираном. Вьетнам, один из крупнейших экспортеров риса, столкнулся с такими же сложностями и тоже ведет переговоры о бартере.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢