Европа–Украина–Россия: третий не лишний

Точка зору

В Европе ситуацию скорректировал газовый конфликт Украины с Россией, градус которого ощутили на себе многие потребители ЕС. Сообщество пересматривает восточный вектор своей политики, говоря с Украиной и Россией о разном. Будет ли на сегодня целесообразнее для Киева выстраивать стратегию отношений с Москвой и Брюсселем в модели треугольника?

28 января 2009 года на форуме в Давосе слушали Владимира Путина. Гость из Москвы первым изложил свое видение причин глобального кризиса и возможностей его преодолеть. Еще месяц назад участники Всемирного экономического форума согласились, что хотели бы услышать Путина больше всех остальных – значит, и открывать Давос-2009 ему.

Российский премьер пожурил либеральных экономистов Запада за недостаточно ответственное отношение к мировой финансовой системе, рассказал о самодостаточности России и предложил работать сообща, избегая, впрочем, политики протекционизма. Сам поднял тему газового конфликта с Украиной. «Единственный путь обеспечения подлинной глобальной энергетической безопасности – формирование взаимозависимости, в том числе на основе обмена активами. Без какой-либо дискриминации или двойных стандартов», – заявил председатель правительства России.

Взаимозависимость России и Европы – реалия, уже до конца осознанная в столицах Старого Света. И речь идет не только о газе и нефти, речь идет о формировании стратегического партнерства. «Ну, разные у нас с Россией ценности, что поделать! При этом мы не вправе навязывать России наши ценности. Нужно искать точки соприкосновения», – такая мысль уже много месяцев подряд звучит в беседах европейских прагматиков. И, возможно, начнет приносить плоды на ближайших переговорах Брюсселя и Москвы.

«Пора прекратить примешивать идеологию к формированию политики в отношении России, – считает депутат Европарламента и в прошлом вице-премьер Румынии Адриан Северин. – Нам (Европе. – «Профиль») нужно наконец согласиться с тем, что Россия – больше не коммунистическая страна. Подсознательно мы все до сих пор считаем, что «Россия» равно «Советский Союз». И пока такое заблуждение существует, нам будет крайне трудно формировать и выстраивать свою политику в отношении Москвы».

Между Евросоюзом и Россией – Украина. Географически, исторически, экономически и даже мировоззренчески Украина относится к обоим. А как соблюсти собственный интерес, не обидев партнеров, – до сих пор не определилась, она склонна выбрать одного и попросту отказаться от другого. Альтернативу такому подходу обсуждали на международной конференции во Львове, организованной Центром международных и сравнительных исследований.

«Не думаю, что слабость Украины или России – это хорошая новость для ЕС. Евросоюзу нужны сильные партнеры, а не слабые соседи, – говорит «Профилю» Адриан Северин. – На данном этапе, пока Украина не в ЕС, мы говорим о модели треугольника. Но мне бы не хотелось превращать эту фигуру в ось или биполярную структуру. Нам не нужно соперничество, нам нужно сотрудничество».

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢